План-прогноз по увеличению продаж
Зачем нужна веб-аналитика

Зачем нужна веб-аналитика

Чтобы онлайн-бизнес приносил деньги, нужно анализировать его работу, сравнивать с конкурентами и выполнять «работу над ошибками». Веб-аналитика — это клики, конверсии и продажи. Есть коммерческий и бесплатный инструментарий — любая аналитика может стартовать с нуля на любительском уровне и со временем выйти на профессиональной.

Что такое инструменты веб-аналитики

Что такое инструменты веб-аналитики

Это пользовательские программы или онлайн-ресурсы для сбора и анализа данных и поведенческих факторов на сайтах. Своём и конкурирующих. Базовые инструменты отслеживают источники трафика и поведение пользователей. Более продвинутые считывают тепловую карту кликов и скроллинга и определяют, нравится ли пользователям интерфейс и насколько эффективно подаётся контент.

Задача веб-аналитики — продвигать конкретный продукт среди аудитории, которая готова его купить. Это повышает конверсию, улучшая соотношение доходов к маркетинговым затратам.

Разработчики CMS и веб-фреймворков, мобильных приложений и настольных браузеров оставляют «лазейки» для инструментов аналитики, позволяя им считывать пользовательские данные. Широкая общественность узнала об этом, когда законодатели вынудили администрацию сайтов вывешивать предупреждение об использовании файлов cookies.

Поскольку некоторые пользователи удаляют cookies, а браузеры позволяют запретить их использование либо полностью «отрезать» скрипты всех аналитических сервисов, никто не может ручаться за полную точность своих данных. Поэтому бизнесу приходится комбинировать разные инструменты для перепроверки и актуализации данных.

Что может показать веб-аналитика

Веб-аналитика отслеживает взаимодействие пользователей с веб-сайтом через их поведение. Например, показывая продолжительность пребывания на сайте, время просмотра страницы, переходы по ссылкам, заполнение предложенных форм и т.д. В стандартный отчёт входят такие данные:

  • Трафик. Общее число входящих и исходящих посетителей веб-сайта.
  • Просмотры. Количество просмотров всех или конкретной страницы.
  • Клики. Количество переходов по ссылкам.
  • Уникальные посетители. Пользователи, впервые зашедшие на ваш сайт.
  • Показатель отказов. Процент посетителей, которые быстро покидают сайт, не взаимодействуя с ним.
  • Коэффициент конверсии. Соотношение посещений с подпиской или оформлением заказа.
  • Органический трафик. Посетители, переходящие на сайт из поисковых систем.
  • Прямой трафик. Посетители, переходящие на сайт напрямую через адресную строку или из закладок.

У каждого бизнеса своя планка окупаемости и рентабельности. Аналитика устанавливает контрольные показатели, чтобы определить, насколько эффективно сайт привлекает клиентов и какие элементы продвижения работают лучше.

Виды инструментов веб-аналитики

По способу сбора данных, инструменты веб-аналитики делятся на два типа:

  • счетчики;
  • лог-анализаторы.

Счётчики. Это кусочки кода, которые встраивают в структуру сайта для сбора и анализа информации. Счётчики «тырят» очень много полезной информации, включая географию, время суток, количество дочитываний, CTR, комментарии, подписки и многое другое. С помощью счётчиков можно анализировать свой сайт и ресурсы конкурентов.

Чтобы получить более конфиденциальные данные о пользователях (например, язык, операционную систему, используемый браузер, параметры дисплея и пр.), счётчики используют cookies. Это профессиональный инструмент веб-аналитики, поэтому у Google и Яндекс есть собственные счётчики.

Лог-анализаторы. Так называют программы, которые добывают и обрабатывают информацию из лог-файлов. Вручную это делать неудобно, поскольку данные записываются машинным языком. Программа переводит его в наглядную статистику.

Лог-анализаторы дают доступ к такой информации:

  • хосты — уникальные посетители сайта;
  • хиты — открытые ими страницы;
  • переход с поисковиков по конкретным ключевым словам и фразам;
  • анализ сессии по каждому отдельному IP-адресу (количество открытых и просмотренных, страниц, переходы по ссылкам и пр.);
  • объём траффика с внешних и внутренних ссылок.

Для удобства информация сразу упаковывается в таблицы по временным периодам. Несмотря на такой богатый арсенал возможностей, лог-анализаторы не лишены недостатков. Например, они не могут персонифицировать посетителей. Лог-анализатор только мониторит IP-адреса. Для него каждый IP — это отдельный пользователь. Статистика по динамическим IP ведётся некорректно. А это, например, большинство пользователей мобильного интернета.

Поэтому лог-анализаторы нельзя считать самостоятельным средством и обязательно нужно комбинировать с другими инструментами.

Зачем нужна аналитика в интернет-маркетинге

Рекламная кампания без анализа — это трата денег на то, что не работает. Если простыми словами, цифровая маркетинговая аналитика — это конвертация поведения клиентов в практическое руководство к действию. Инструменты веб-аналитики показывают:

  • что потенциальные клиенты делают на сайте;
  • почему они это делают;
  • как это использовать в продвижении.

Оптимизация и анализ = рентабельность инвестиций. Владелец сайта должен:

  • следить за общим объёмом трафика;
  • фильтровать трафик, обосабливая вероятных клиентов от «простых прохожих»;
  • оценивать эффективность рекламной кампании в целом и отдельных её элементов в частности;
  • сравнивать количество посещений с количеством звонков/заявок/подписок;
  • сопоставлять количество звонков и заявок с количеством продаж.

Проще говоря, аналитика сопоставляет намерение и действие. Указывает, как получить трафик из пользователей, который готовы действовать — то есть, купить продвигаемый товар или услугу.

Базовые инструменты веб-аналитики

Есть бесплатные и коммерческие инструменты, конвертирующие десятки разрозненных показателей в удобоваримые отчёты. Вот некоторые из лучших:

Яндекс.Метрика

Аналог Google Analytics от Яндекс. Тоже бесплатный. Самодостаточный инструмент, применимый для продвижения любых проектов — от любительских блогов до интернет-магазинов. Счётчик Яндекс.Метрики работает со следующими данными:

  • хиты и хосты;
  • источники трафика;
  • ключевые слова и фразы;
  • кликабельность объявлений;
  • конверсия рекламы.

Кроме базовой информации доступны и более специфические показатели. Например, из метрики можно почерпнуть информацию по таким вещам, как:

  • КПД рекламы за конкретный промежуток времени;
  • разделение посетителей по разным параметрам;
  • поисковые запросы, по которым пользователи переходят на сайт (в т. ч. и из конкурирующих поисковых систем).

Фирменная «фишечка» Яндекс.Метрики — Вебвизор. Этот инструмент считывает поведенческие факторы и выдаёт наглядные результаты.

Вебвизор составит карту скроллинга и карту кликов, покажет какие блоки или элементы сайта приковывают больше внимания, а какие игнорируются. Эти данные — пища для UX/UI-дизайнеров. Получив их, можно сделать сайт более уютным и комфортным, а текстовый контент — интересным и человекопонятным.

Проще говоря, чтобы ресурс работал в первую очередь для людей, а не для машин. Ссылки и ключи индексируют боты, а товары покупают — люди.

Google Analytics

Google Analytics — это служба веб-аналитики, которая отслеживает и сообщает важные данные веб-сайта, такие как трафик, показатели отказов, источники трафика и многое другое.

Google Analytics — один из лучших бесплатных инструментов. Отличается глобальным охватом и глубокой проработкой всех факторов, которые помогают привлекать пользователей — от качества контента до дизайна. Этот инструмент тоже генерирует отчёты, опираясь на данные по хитам и хостам, географии и времени поиска, источниках трафика, ключам, целям и т. д.

С помощью Google Analytics можно:

  • подключить готовые шаблоны отчётов;
  • создавать собственные отчёты;
  • интегрироваться с другими инструментами продвижения;
  • отслеживать данные о трафике в реальном времени;
  • исследовать источники трафика;
  • ранжировать страницы по популярности и конверсии;
  • отслеживать рекламные кампании.

Это мощный продвинутый инструмент, который требует определённого скила. Поэтому существуют целые онлайн-курсы, обучающие начинающих веб-матеров на полную использовать весь инструментарий GA.

Но Google Analytics тоже нельзя назвать полностью самодостаточным. Он эффективно отслеживает трафик и сравнивает количество переходов с количеством сделок, оставляя за бортом мотивацию пользователя и другие менее популярные, но не менее важные поведенческие моменты. Поэтому аналитику Google дополняют сквозным мониторингом.

Roistat

Это сервис сквозного мониторинга. Цель сквозной аналитики — собирать ВСЕ данные на каждом этапе взаимодействия посетителя с веб-ресурсом. Проще говоря, Roistat пытается ухватить всё — от просмотра объявления/нахождения сайта в выдаче до получения товара клиентом и фидбека. Поэтому аналитику и называют сквозной — она связующей нитью проходит сквозь все этапы.

Подобный подход возник в противовес машинному поиску — спаму ключевыми словами, для выхода в топ по выдаче. Сквозная аналитика работает не над количеством, а над качеством трафика и повышением конверсии. Её цель сделать так, чтобы вместо одной покупки с 1000 просмотров было 10 покупок со 100 просмотров. Или 5 покупок с 10.

Roistat даёт веб-мастеру:

  • данные статистики;
  • общую аналитику по всем каналам продвижения;
  • точную оценку по конверсии и КПД рекламных кампаний;
  • рекомендации по продвижению бизнеса;
  • данные по среднему чеку, ROI и чистой прибыли;
  • информацию по возвратам и отказам;
  • данные по текущему статусу сделок;
  • отчёты по эффективности обработки заказов.

Преимущество сервиса Roistat — интеграция с большинством бесплатных и коммерческих CMS и сбор данных из всех открытых источников. Этот инструмент сквозной аналитики оценивает эффективность продвижения по итогам совершенных продаж, а не посещений, просмотров и заявок. Поэтому его данные более полные.

Системы коллтрекинга

Если верить исследованиям, звонки до сих пор конвертируются на 10-15% эффективнее, чем интернет-лиды. Поэтому отслеживание и анализ звонков — тоже важный, хоть и многими недооценённый этап продвижения бизнеса. Он проводит параллель между маркетинговыми усилиями и звонками клиентов, и связывает сгенерированную конверсию с конкретной рекламной кампанией.

Отслеживая и анализируя телефонные звонки, можно узнать:

  • как клиенты находят сайт;
  • объем звонков по каждой маркетинговой стратегии;
  • какой процент звонков по каждой стратегии — лиды;
  • процент возврата маркетинговых инвестиций.

Но это не единственная ценность коллтрекинга. Как и сквозная аналитика, он тоже даёт очень много поведенческих данных и помогает понять психологию потребителя. Известная пословица гласит, что ложка дорога к обеду. Коллтрекинг покажет, когда клиент голоднее всего, чтобы магазин мог подать ложку в самый подходящий момент.

Коллтрекинг покажет:

  • в какие дни недели звонят чаще всего;
  • в какое время суток клиенты наиболее активны;
  • насколько эффективно менеджеры обрабатывают заявки;
  • насколько специалисты коллцентра разбираются в теме и остаются ли клиенты довольными;
  • сколько звонков заканчиваются сделкой.

Есть много способов отслеживать поведение посетителей онлайн — cookies, тепловые карты, отслеживание кликов, ретаргетинг и т. д. Но коллтрекинг полностью раскрывает эту тему и даёт новые направления для оптимизации.

Заключение

Веб-аналитика — это необходимый комплекс мероприятий, помогающий понять аудиторию и обнаружить новые коммерческие идеи, которые не видны напрямую. Ни один бизнес не может её игнорировать, если хочет конкурировать. Сегодня большинство рыночных ниш уже заполнены. Чтобы получить заказы, нужно как минимум одно из двух:

  • УТП (уникальное торговое предложение)
  • глубокое понимание психологии клиента — его предпочтений, страхов и мотивации

Например, магазин продаёт товары интимного свойства. Покупатели стесняются общаться по телефону, поэтому показов много, а звонков и заказов мало. Рекламная кампания отрабатывает хорошо, но конверсия слабая. Аналитика выявляет этот момент, давая почву для адекватной реакции. Например, заменить голосовое подтверждения заказа, общением в вайбере/Telegram или прикрутить к магазину онлайн-бота, который будет автоматически проверять наличие товара и сразу перенаправлять клиента на страницу оплаты.

Сегодня даже шаурмячная лавка нуждается в аналитике, чтобы мониторить предпочтения покупателей и давать им самые ходовые позиции, которые продаются лучше всего в конкретном городе/районе/станции метро. Ведь перекус рабочего с условного авторынка и перекус офисного сотрудника — это тоже два совершенно разных перекуса.

Пользуясь широким спектром аналитических инструментов, можно конкурировать эффективнее, продавать больше и быстрее адаптироваться под изменения рыночного спроса. А это важно для любого бизнеса.

План-прогноз по увеличению продаж
План-прогноз по увеличению продаж
План-прогноз по увеличению продаж
Услуги
Закрыть
О нас
Закрыть