План-прогноз по увеличению продаж
Суть и методы декомпозиции

Суть и методы декомпозиции

Если говорить простыми словами, то декомпозиция – это способ разделения сложного на простые части. Это научный подход, который эффективно применяется во многих сферах жизни – от спортивных достижений до крупных бизнес проектов. В результате использования декомпозиции определяется структура цели, и одна крупная задача дробится на небольшие подзадачи, связанные друг с другом.

Для чего применяется

Что такое декомпозиция

Когда человек берется за дело, то подсознательно делит его на этапы или отмечает то, с чего надо начать. Есть разные варианты применения декомпозиции, но, в общем, она выглядит так:

  1. Устанавливаем цель или задачу.
  2. Определяем, какие шаги надо сделать для достижения. Описываем весь процесс по шагам. Эти этапы будут задачами второго порядка.
  3. Снова спрашиваем себя, как надо действовать для получения результата и фиксируем шаги. Это будут цели третьего порядка.
  4. Разделять можно много раз, все зависит от условий и требований.

Если нужно разработать план действий на каждый день, то можно ограничиться задачами, выполнение которых не займет больше 15-120 минут. Допустим, стоит цель – купить новый автомобиль. Если разбить ее на этапы, то предстоит: определить бюджет, изучить рынок, оценить выбранные модели, оформить кредит и в результате получить новое авто.

Преимущества разделения

Декомпозиция цели помогает:

  • облегчить задачу и избежать откладывания дел;
  • составить поэтапный план;
  • оценить, достаточно ли ресурсов.

По сути, каждый шаг это четкий план по достижению цели. Например, чтобы научиться профессионально, играть на скрипке, надо: приобрести инструмент, оплатить услуги педагога. С помощью декомпозиции можно понять еще до начала хватит ли времени, денег и сил на желаемую цель.

Когда крупная задача разбивается на этапы, то можно проанализировать, в какой срок она будет выполнена. И хватит ли на это времени. Со стороны, кажется, что профессионально научиться играть на скрипке можно за год, но разбив задачу на этапы, начинаешь понимать, что на ее реализацию придется потратить 10 лет.

Виды декомпозиции

Неизменным условием декомпозиции является подчинение нижних уровней верхним. Также важно не нарушать правило, согласно которому суть разделяемого объекта не должна меняться. Дробление должно только уточнять его, упрощать, локализовать и помогать снять неопределенность.

Декомпозиция задач может быть:

  1. Вертикальной. Когда цель делится на этапы или категории работ. Маркетинг мы разделяем на исследование рынков, анализ продаж, прогнозирование новых периодов и так далее.
  2. Горизонтальной. В этом случае задача делится по потребителю или внешнему поставщику. Маркетинг горизонтально декомпозируется по ключевым клиентам, продуктам, регионам.

Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки. Выбор определяется тем, какие задачи нужно структурировать. Вертикальную декомпозицию использовать гораздо удобнее, так как есть возможность наглядно показать разделение задачи по всем стадиям и получить результат, который можно оценить, показать клиенту, протестировать, откорректировать в случае необходимости.

Способы создания

Процесс дробления начинается с постановки цели и определения задачи. Затем нужно продумать, какие действия нужно предпринять для получения желаемого результата. Все шаги записываются – это будут подзадачи. Уровни декомпозиции можно структурировать разными методами.

Деление на этапы

Большую задачу можно раздробить на небольшие части. Для этого нужно определить последовательность шагов, которые могут реализовываться и выполняться в отдельности. На примере этот способ выглядит следующим образом. Допустим, есть задача оформить покупку через интернет. Что для этого нужно сделать:

  1. Найти нужный сайт.
  2. Зайти на страницу сайта.
  3. Просмотреть корзину с товарами.
  4. Сформировать счет на оплату.
  5. Отправить счет на почту.
  6. Оплатить заказ любым удобным способом.
  7. Подтвердить оплату.

Каждый шаг процесса можно отделить и выписать, как отдельное действие. Такая декомпозиция помогает выделить важные детали и сконцентрироваться на самом приоритетном действии. Кроме того, разбиение упрощает понимание всего процесса, его шагов и элементов, позволяет найти связи между ними.

Разделение измеримых показателей

Этим способом задача делится не на части, а на определенные числа. Его рекомендуется применять, когда целью являются измеримые значения: показатели прибыли, число клиентов и др. На примере спортивных тренировок – цель делать ежедневно 4 подхода отжиманий по 20 раз. Стартовые результаты – 4 подхода по 3 отжимания. Достичь желаемого показателя нужно за 2 месяца. Декомпозиция этой задачи выглядит таким образом:

  • в таблицу Excel вписываем начальный и конечный результат, число тренировок;
  • используем функцию авто заполнения.

Теперь мы имеем элементарную схему тренировок на 60 дней. Используя этот принцип, можно расписать любое упражнение. За основу можно брать любой измеримый показатель: вес, расстояние, время.

Не все цели можно раздробить так легко. Число подписчиков, покупателей, прибыль не будет расти сама по себе. В таком случае нужно подумать, что нужно предпринять для достижения желаемых показателей и расписать каждый измеримый шаг подробнее. Обязательно учитывайте возможные сложности и непредвиденные обстоятельства. Желательно прорабатывать два плана: с верхним и нижним порогом.

Дерево зависимостей

Не всегда есть возможность разложить задачи на последовательные этапы. Иногда, чтобы получить результат приходится выполнять ряд не связанных между собой действий. Такая необходимость возникает, если надо что-то улучшить, поправить свое здоровье или провести уборку дома. Согласно этому способу процесс разбивается на логические ветки – определенный набор сценариев, по которым будет достигаться цель при выполнении определенных условий.

Если нужно декомпозировать процесс покупки, используя дерево зависимостей, то при делении надо основываться на правилах. Например, устанавливается минимальный порог, если выбранный товар стоит меньше, то клиенту сообщается об этом. Или отменяется счет, не закрытый в течение 48 часов. Выполнение каждого условия выносится, как отдельная задача.

Одношаговая декомпозиция

У многоуровневых способов есть два минусы:

  • все распланированные шаги могут стать невозможными из-за случайности;
  • иногда окончательный результат сложно представить в самом начале процесса.

Для движения в условиях неопределенности и нестабильности лучше планировать только на один шаг. Работает это по следующей схеме:

  1. Вычленяется первоочередная задача.
  2. Записывается в таблицу.
  3. Выполняется.
  4. Снова повторяется пункт 1.

Такой простой способ будет работать даже в постоянно меняющихся обстоятельствах. При появлении новых данных, будет не сложно перестроиться, так как все запланировано только на один шаг.

Основные методы

Для детализации цели ее наглядно разделяют на простые и быстро выполнимые, связанные между собой задачи. Для визуализации дробления применяется различное схематическое оформление – от списка до многоуровневых таблиц.

Использование методики SMART позволяет достичь самой эффективной структурной декомпозиции.

В соответствие с этим принципом цель должна быть:

  • конкретной;
  • реальной;
  • актуальной;
  • измеримой;
  • иметь сроки выполнения.

Когда выделены уровни декомпозиции, становится ясно, в каком направлении двигаться дальше. На выполнение каждого шага отводиться определенное время, назначаются ответственные лица с нужным опытом, знаниями, полномочиями и имеющие другие ресурсы. Все данные заносятся в CRM систему, таск-трекер или на их основе выстраивается диаграмма. После команда реализует план для достижения цели.

Дополнение технологией SMART помогает планировать в неопределенных условиях. Когда нет четко обозначенной цели, только намерение.

При разделении задачи стоит оценить возможность выполнения каждого этапа за небольшой период времени, не больше 2-х часов. Если какой-то шаг невозможно выполнить за это время, то рекомендуется разделить его более детально, пока итоговые задачи не будут соответствовать такому требованию.

Приоритизация цели

В большом потоке дел, каждое из них кажется срочным и важным. Но если ставить в приоритет все задачи, то команда не сможет понять, с чего начинать работу и в каком порядке ее выполнять. Поэтому все задачи нужно выписать и распределить по степени важности. Чтобы понять, как планировать действия, нужно все этапы разделить на 4 группы:

  • важные и срочные – желательно не допускать их появления, но если они уже есть, то лучше начинать работу именно с таких дел;
  • важные, но не срочные – к таким задачам нужно подходить основательно, но не спеша, так как времени достаточно;
  • срочные, но не важные – эти задачи можно делегировать, так как пользы от них немного, а времени могут занимать много;
  • неважные и не срочные – таких дел в списке быть не должно.

Такое структурирование работы помогает определить, какие задачи приоритетные и каким образом распределить между ними время и ресурсы.

Ошибки декомпозиции

Если задачу можно выполнить без декомпозиции, то дробить ее нет необходимости. Например, если писатель только пишет книгу, то нужно ли ему начинать планировать верстку, печать, выбирать издательство? Есть вероятность, что в процессе написания возникнут новые данные, которые потребуют корректировки проведенной декомпозиции.

Нет смысла разделять на составные части легкие задачи, которые легко выполнимы и без этого. Также не целесообразно расписывать схему в нестабильных условиях или при отсутствии информации. В таком случае рекомендуется применять одношаговое планирование.

Выполнение всех задач должно быть ограничено во времени. Важно продумать, какие дела можно сделать заранее, если возникнет простой на других ветках. Рекомендуется планировать этапы не впритык, а оставлять небольшие промежутки между ними. Небольшой резерв закладывается на форс-мажорные обстоятельства. Если что-то пойдет не так, останется запас и всё пройдет по плану. Чтобы получить требуемый результат, надо детализировать и четко обозначить каждую задачу, используя принцип SMART.

Допустим, есть цель. Выписываем ее на бумагу или заносим в программу и задаем два вопроса:

  1. Что нужно предпринять для ее достижения?
  2. Что можно сделать в данный момент?

Основная цель декомпозиции – это получение информации, какой объем действий нужно выполнить и как рассчитать ресурсы. Допустим, если стоит задача – написать диплом за год. Для этого надо выполнить такие действия - определиться с темой, составить план и подобрать источники информации.

Заключение

Смысл декомпозиции заключается в делении целого на частное с учетом определенных правил. Одним из них является то, что цель более высокого уровня может быть достигнута только в случае реализации ее составных частей. В каждой отрасли используют свои методы деления на подзадачи.

Структурировать можно по видам продукта, исполнителям, рыночным отраслям. Некоторые способы разделения используют в разработке программных кодов. Например, разбивка по сценариям пользователя, платформам. Дробить можно на много этапов – от 3-х до 6, но можно и больше. Важно, чтобы каждый шаг не занимал дольше 1-2 часов.

План-прогноз по увеличению продаж
План-прогноз по увеличению продаж
План-прогноз по увеличению продаж
Услуги
Закрыть
О нас
Закрыть