Сущность прямых продаж
Продажи – основа любого бизнеса. Подбор правильного метода увеличивает прибыль и клиентскую базу. При выборе нужно учитывать специфику бизнеса. Один из основных методов – прямые продажи.
Что такое прямые продажи

Простыми словами, прямые продажи – это реализация изделия во время личного общения продавца с клиентом. Предлагаемый продукт может быть любым, а в качестве места обычно выступает нейтральная общественная зона, в которой потребителю комфортно. В процессе задействованы всего три участника: производитель, консультант, клиент.
Важно отметить, что личное общение – не обязательно встреча тет-а-тет. Допустимо общаться в мессенджерах или звонить. С потребителем связывается торговый представитель организации или дистрибьютор.
Чаще всего прямые продажи используются в малом и среднем бизнесе. Противоположный метод – непрямые продажи – более свойственен для крупных компаний, которые уже имеют устойчивую базу клиентов. Такие фирмы реализуют товар через посредников.
Наиболее часто напрямую распространяют косметические средства и бытовые товары. Консультанты проводят презентацию в торговом центре, рассказывают о товаре, предлагают его опробовать и отвечают на вопросы.
Преимущества и недостатки прямых продаж
Прямые продажи – эффективный способ заработка, но прежде чем приступать к нему, нужно изучить плюсы и минусы. Достоинства метода:
- Обратная связь. Даже если продавец общается с клиентом через Интернет, он подстраивается под его настроение, узнает личную информацию. Ему легко выявлять достоинства и слабые стороны продукта, совершенствовать собственные навыки торговли, пересматривать целевую аудиторию. Эта информация полезна для дальнейшего развития бизнеса.
- Индивидуальный подход. Общение строится не по шаблону, оно направлено на конкретного покупателя. Легко завоевать доверие и сделать клиента постоянным.
- Минимальные риски. Этот метод не подразумевает значительные финансовые вложения.
- Гибкий график. Продавцы не привязаны к строгому режиму, возможна частичная занятость.
Однако нужно понимать, что успех зависит от мастерства продавца. При прямых продажах наиболее важен человеческий фактор. Консультант должен проводить качественные презентации, уметь находить подход к людям и вызывать интерес: глядя на человека, предполагать, как именно ему может пригодиться данный товар. Также он обязан хорошо знать продукцию.
Впрочем, минусы тоже есть. Недостаток метода для продавца – узкий охват аудитории. Также развитию бизнеса могут помешать:
- Навязчивость. Некоторые продавцы теряют чувство меры, а клиенты не любят, когда на них давят.
- Недоверие. Многие прохожие скептично относятся к презентациям на улицах и в ТЦ. К тому же, они ставят под сомнение качество товара.
- Мошенничество. Преступники часто пользуются похожими методами, вымогая деньги или обманывая людей. От этого страдают и покупатели, и продавцы.
Однако метод экономичен. Не нужно содержать магазин, траты на персонал снижены. К тому же, личные продажи гораздо эффективнее рекламы.
Каналы прямых продаж
В основном презентация проводится в общественных местах. Выбирается открытое пространство: улица или ТЦ. Продавец стоит за небольшим стендом с продукцией. Цель его помощников – привлечение внимания людей к этой стойке. Когда потенциальные покупатели подходят, начинается демонстрация товара.
Другой канал – посещение клиентов в многоквартирных домах. Менеджер ходит по квартирам и пытается вызвать интерес фразой-крючком. Однако в последнее время метод утрачивает актуальность, так как подобную схему часто используют мошенники. Зато онлайн-продажи становятся популярнее.
Торговля через Интернет часто дополняется телефонными звонками, но общение может осуществляться и через сообщения. Менеджер не встречается с покупателем лицом к лицу: демонстрация товара проводится дистанционно.
Запуск прямых продаж
Первый шаг – обозначение цели. Нужно разработать план, обсудить его с сотрудниками, расписать последовательность действий, указать четкие числовые показатели. Пример цели – увеличение продаж на 5% в следующем месяце.
Далее прописывается стратегия работы. Необходимо отметить показатели эффективности. Они позволяют оценить продуктивность работы и успех продавцов в разных промежутках времени. Эта информация поможет усовершенствовать дальнейшую стратегию, устранить слабые звенья.
Необходимо описать целевую аудиторию. Изучение потенциальных клиентов позволяет увеличить количество продаж, а значит и доход. Полезная информация о потенциальном клиенте:
- пол;
- возраст;
- место проживания;
- род занятий;
- хобби;
- возможные нужды.
Далее следует проработать все этапы. Важно акцентировать внимание на всех деталях: на обучении сотрудников, репутации бренда, предвосхищении вопросов клиента и т. д.
Последний шаг – объединение маркетинга и продаж. Даже небольшому бизнесу необходима маркетинговая стратегия. Полезен план действий по поиску возможных покупателей. Выдержать конкуренцию помогут специалисты по рекламе. Маркетологи приведут потенциальных клиентов, а продавцы проведут презентацию. В итоге цель будет выполнена, так как оборот товара возрастет: уже заинтересованные люди купят больше товара, чем те, кто впервые увидел стенд в торговом центре.
Этапы прямых продаж
Эффективность продаж увеличивается, когда клиент видит в продавце не просто наемного рабочего, а человека, который хочет ему помочь. Поэтому перед тем, как предложить изделие, нужно наладить дружеский контакт с клиентом. Стандартная схема работы с прямым продажами:
- Знакомство. Продавец должен с первого взгляда производить приятное впечатление. Важнейшие составляющие – улыбка, уверенность, четкая и убедительная речь. Хороший продавец говорит на языке покупателя, знает, как его заинтересовать. Если разговор доставляет клиенту удовольствие, шансы на продажу увеличиваются.
- Выявление «болей». Клиент купит то, что ему нужно. Определить его нужды удастся с помощью наводящих вопросов.
- Презентация. Хороший продавец знает о товаре всё. Возможно, он способен несколько часов расписывать его достоинства и уникальные свойства. Но эффективная презентация – краткая. Требуется сжатый, конкретный и понятный рассказ.
- Ответы на вопросы. А вот если клиент проявляет явный интерес, уместно блеснуть знаниями. Если он не задал вопрос сам, можно уточнить, хочет ли он узнать что-то еще.
- Подведение к решению. Важное правило – нельзя сразу говорить о цене. Первым делом продавец убеждает, что товар необходим, расписывает, какую пользу он принесет.
- Покупка или отказ. Если клиент тянется за кошельком, нужно искренне за него порадоваться, ведь он не зря потратил деньги и получил полезную вещь. Если он отказал, нужно сохранять профессионализм.
Сохранить вежливость в случае неудачной продажи очень важно, так как продавец не только распространяет изделие, но и работает над имиджем компании. Возможно, клиент не приобрел товар, но он все еще может вернуться позднее или посоветовать его друзьям.
Схема продаж по телефону немного отличается. Разница в том, что сложнее отслеживать эмоции и заинтересованность собеседника. Поэтому нужно собрать как можно больше информации о клиенте. В начале разговора нужно представиться и спросить, удобно ли собеседнику сейчас разговаривать. Далее следуют наводящие вопросы и презентация.
Техники прямых продаж
Техник много, их подбирают в зависимости от ситуации. Однако есть несколько эффективных методик, которые подойдут почти на любой случай:
- Метод нужен для раскрытия привлекательности товара для клиента. Покупателя привлекают уникальными свойствами товара, его преимуществами в сравнении с конкурентами и выгодой, которую получит конкретный клиент.
- Эта техника базируется на доверительных отношениях со всеми заинтересованными людьми. С каждым, кто обратил внимание на товар, консультант должен общаться уверенно, просто и понятно.
- SPIN-продажи. Это четыре группы вопросов, которые задает консультант. Он изучает нынешнюю ситуацию, узнает «боли» покупателя, заинтересовывает его и рассказывает, какой будет его жизнь после покупки.
- Этот метод позволяет продавать дорогие товары. Обычно консультант дает клиенту опробовать несколько продуктов в порядке нарастания цены и качества.
- Завоевание расположения. Чаще речь идет о бесплатных пробниках.
Грамотный продавец способен не только с ходу подобрать нужный метод, но и изменить его в случае необходимости. Техники подбираются индивидуально.
Распространенные ошибки в прямых продажах
Продавцы часто не могут привлечь клиента или даже отпугивают уже заинтересовавшихся людей. Обычно дело в недостатке профессионализма. Одна из основных проблем – скромность. Молодые и неопытные консультанты боятся начать разговор с незнакомцем. Также они не умеют задавать вопросы. Например, продавая контактные линзы, нужно выяснить, есть ли у прохожего проблемы со зрением, а не зачем он пришел в торговый центр.
Если вопрос задан верно и продавец точно говорит с потенциальным покупателем, он все еще может его отпугнуть. Распространенная ошибка – ориентация на свои интересы. Возможно, молодой консультантке крем для лица нужен для увлажнения кожи, но ее собеседнице среднего возраста интереснее антивозрастной крем.
Есть много других ошибок: отсутствие цели и бизнес-плана, трата чрезмерного количества времени на одного клиента, работа с нецелевой аудиторией, найм неопытных менеджеров и т.д. При продажах важно знать теорию, по необходимости привлекать специалистов и тщательно отслеживать динамику, чтобы вовремя исправлять недочеты.
Инструменты интернет-маркетинга для прямых продаж
Инструменты нужны для привлечения клиентов, рекламы, повышения доверия к компании. Дальнейшее общение может осуществляться как онлайн, так и лично. Распространенные средства:
- Блог. Он положительно влияет на имидж компании. В нем содержатся ответы на вопросы пользователей.
- Вебинары. С их помощью проводится онлайн презентация товара.
- Email маркетинг. Товар продвигается через рассылки. Эффективны лид-магниты – призы, мотивирующие на подписку.
- Поисковое продвижение. Это основа любого продвижения в Интернете. Грамотная оптимизация поднимает сайт в поисковой выдаче.
- Контекстная и медийная реклама. Она повышает узнаваемость бренда. Особенно эффективен таргет, так как таргетированные баннеры уже направлены на целевую аудиторию.
- SMM-продвижение. Подразумевает продвижение в соцсетях. Нужно выбирать соцсети, которыми пользуется ЦА. Можно создать чат-бота, который ответит на популярные вопросы.
Также необходимы инструменты для аналитики. Они показывают, насколько эффективно работают реклама и сайт. Чаще всего используются «Google Аналитика», «Яндекс.Метрика». На основе результатов прорабатывается дальнейшая стратегия.
CRM – система для подсчета сделок. В ней указано время приобретения товара, продавец, и течение всех этапов. Этот инструмент выявляет сильные и слабые стороны товара, сотрудников, бизнес плана и всего процесса продаж.
Прямые продажи – эффективный метод увеличения прибыли. Он исключает посредников. Наиболее часто к нему прибегают компании, распространяющие косметику, товары для дома, БАДы. Продавцы работают в магазинах, на улице, в Интернете, звонят клиентам и приходят к ним домой. Его эффективность обусловлена эмоциональным расположением клиента к консультанту. Покупатель получает исчерпывающее описание и слышит, чем товар полезен именно ему.