Маркетинговая консультация
Стейкхолдер

Стейкхолдер

Стейкхолдер (stakeholder) – это лицо которое может влиять на принимаемые решения и результаты определенного проекта, программы или бизнеса. Простыми словами, они являются заинтересованными сторонами и имеют свои ожидания и цели, которые могут быть как совпадающими, так и противоречащими друг другу.

Кто такие стейкхолдеры

Стейкхолдер

Стейкхолдеры – аудитория, которая имеет интересы в определенном проекте, программе или бизнесе. Они влияют на принятие решений и формирование результатов по отношению к проекту.

Примеры:

  1. Сотрудники: включая руководителей, сотрудников на всех уровнях и представителей профсоюзов.
  2. Клиенты и пользователи: включая текущих и потенциальных клиентов, покупателей или конечных потребителей продуктов или услуг.
  3. Партнеры и поставщики: включая партнеров по бизнесу, поставщиков, контрагентов или посредников.
  4. Акционеры и инвесторы: включая владельцев, акционеров или финансирующие организации.
  5. Правительственные органы и регуляторы: включая правительственные учреждения, регуляторы и самоуправление.
  6. Общественные и некоммерческие организации: общественные группы, некоммерческие, добровольческие или общественные активисты.
  7. Конкуренты: работающие в том же секторе или предоставляющие аналогичные товары или услуги.
  8. Общественность и общество: включая широкую общественность, жителей местности или потребителей ресурсов.
  9. Пресса и СМИ: журналисты, редакторы, издания и другие представители СМИ.
  10. Специалисты и эксперты: включая консультантов, исследователей, ученых или членов академического сообщества.

Виды стейкхолдеров

Принцип взаимодействия

По принципу взаимодействия можно выделить следующие типы:

  1. Пассивные. Те, кто имеет низкий уровень вовлеченности и взаимодействия. Они могут быть малоинформированными или незаинтересованными в конкретном проекте или бизнесе. Например, это могут быть широкая общественность или обычные члены местного сообщества.
  2. Информационные. Их основная роль заключается в получении информации о проекте или организации. Они могут быть вовлечены только на этапе передачи информации, без активного участия в процессе принятия решений. Например, это могут быть руководители других отделов.
  3. Консультативные. Вовлекаются в процесс принятия решений и дают консультации и советы. Их мнение учитывается, но они не принимают окончательные решения. Например, это могут быть внешние эксперты или консультанты.
  4. Коллаборативные. Вовлекаются в процесс принятия решений и сотрудничают напрямую с проектом. Их мнение и предложения учитываются при разработке стратегий и принятии решений. Это могут быть клиенты, сотрудники или партнеры бизнеса.
  5. Партнеры. Активно сотрудничают с проектом и имеют общие интересы и цели. Они могут вносить конкретный вклад и участвовать в решении проблем и достижении результатов. Для них характерны двусторонние отношения и взаимодействие стейкхолдеров на равных. Это могут быть ключевые партнеры по бизнесу или важные клиенты.

Влияние

В зависимости от проекта, стейкхолдеры могут быть выделены по влиянию на категории.

Внутренние стейкхолдеры:

  1. Руководство и сотрудники: влияние на осуществление стратегического планирования и выполнение задач.
  2. Собственники или акционеры: влияют на принятие стратегических решений и финансовый успех организации.
  3. Рабочие группы или отделы: влияют на выполнение конкретных задач и достижение целей проекта или организации.

Внешние стейкхолдеры:

  1. Клиенты и потребители: влияние на спрос на продукты или услуги.
  2. Поставщики: влияние на доступность и качество поставляемых товаров или услуг.
  3. Конкуренты: влияние на конкурентоспособность проекта.
  4. Партнеры и инвесторы: влияние на финансирование и внешние ресурсы.
  5. Государственные и регулирующие органы: влияние на законодательные и регуляторные нормы.
  6. Общественность: влияние на репутацию организации и ее общественное восприятие.
  7. Организации по защите прав потребителей и экологические: влияние на этическую и экологическую политику.

Выделение по влиянию позволяет определить, с кем важно установить тесное взаимодействие и коммуникацию, а также принять решения, которые будут учитывать их интересы и требования. Такой подход помогает успешно управлять отношениями со всеми заинтересованными сторонами и достигать общих целей.

Заинтересованность

Могут быть выделены по заинтересованности в проекте. Вот некоторые типичные стейкхолдеры, которых можно классифицировать в зависимости от их интересов:

  1. Владельцы и акционеры. Они заинтересованы в получении прибыли и увеличении стоимости своих инвестиций.
  2. Сотрудники. Они заинтересованы в сохранении рабочих мест, получении справедливой зарплаты и хороших условиях труда.
  3. Партнеры и клиенты. Они заинтересованы в качественной продукции или услугах, соблюдении сроков поставки и поддержке со стороны организации.
  4. Потребители. Они заинтересованы в доступном ценнике и качестве товаров или услуг, удобстве использования и безопасности.
  5. Сообщество. Они заинтересованы в социальной ответственности организации, влиянии на окружающую среду и локальную экономику.
  6. Государство и регуляторы. Заинтересованы в соблюдении законов и нормативов, выплате налогов и финансовой стабильности.
  7. Конкуренты. Заинтересованы в собственном успехе и конкурентных преимуществах на рынке.
  8. Негосударственные организации и общественные группы. Заинтересованы в защите прав потребителей, окончательном положительном влиянии на общество и устойчивом развитии.

Интересы

Часто делят таких людей по заинтересованности, разберем несколько групп:

  1. Финансовые. Владельцы, инвесторы, кредиторы и другие лица, которые ожидают финансовую выгоду от компании.
  2. Технические. Разработчики, инженеры, архитекторы и другие специалисты, которые заинтересованы в успешной реализации технических аспектов проекта.
  3. Социальные. Работники, клиенты и другие люди, имеющие влияние в обществе.
  4. Экологические. Экологические группы по защите природы, активисты, аутсорсеры и другие, которые заинтересованы в экологической устойчивости и соблюдении стандартов охраны окружающей среды.
  5. Политические. Правительственные органы.
  6. Конкурентные. Конкуренты, которые заинтересованы в конкурентном преимуществе и удаче собственных начинаний.
  7. Медиа. Журналисты и представители СМИ, заинтересованные в актуальной и интересной информации о проекте или организации.
  8. Экономические. Локальные и региональные экономические службы, туристические организации и другие, которые заинтересованы в развитии экономики и создании рабочих мест.
  9. Стейкхолдеры-партнеры. Бизнес-партнеры, поставщики, инвесторы и другие заинтересованные лица, которые имеют прямую связь или партнерство с проектом или организацией.

В зависимости от конкретной ситуации или проекта находятся разные группы интересов.

Управление стейкхолдерами

Управление стейкхолдерами – методика, использование которой позволяет эффективно взаимодействовать с параллельными сторонами.

Анализируйте и давайте оценку интересам, учитывайте потребность всех сторон и смотрите на их степень воздействия на ваш проект. Это поможет сфокусироваться на ключевых персонах и определить стратегии взаимодействия с ними.

Анализ заинтересованных сторон

Идентификация стейкхолдеров важна.

Узнайте, какой интерес имеют заинтересованные стороны, и каким образом они аффилированны с вами, ведь запросы стейкхолдеров разные. Этот комплекс заключает в себе анализ стейкхолдеров, их нужд, интересов и влияния, а также оценку их способности повлиять на проект.

Займитесь разработкой плана или стратегии, направленной на удовлетворение интересов сторон. Это может включать в себя учет особенностей, поиск компромиссов и так далее, важна коммуникационная стратегия.

Таблица интересов стейкхолдеров

Таблица интересов стейкхолдеров имеет 2 столбца: заинтересованные стороны и интересы. К сторонам и их интересам относят:

  • Клиенты - качество продукта или услуги, доступность, цена, удовлетворение потребностей, надежность.
  • Сотрудники - условия работы, заработная плата, карьерный рост, среда, участие в принятии решений.
  • Поставщики - стабильный спрос, справедливое распределение доходов, партнерские отношения.
  • Акционеры - максимизация прибыли, стоимости акций, управление.
  • Конкуренты - справедливая конкуренция, прозрачные правила игры.
  • Государственные органы - соблюдение законодательства, налогообложение, экономическое развитие.
  • Сообщество - защита интересов, ответственность, социальная ответственность.

Карта заинтересованных сторон

Карта заинтересованных сторон, также называемая матрицей, может использоваться для визуализации и анализа заинтересованности и влияния различных сторон на проект или организацию. Она обычно представлена в координатной плоскости, где одна ось представляет уровень заинтересованности, а другая – влияния.

Важными считаются те, которые имеют как высокую заинтересованность в проекте или организации, так и высокое влияние на них. Они могут быть ключевыми игроками, чьи интересы требуют особого учета при планировании и принятии решений.

Малозначимые стейкхолдеры имеют как низкую заинтересованность, так и низкое влияние. Их интересы могут быть менее значимыми для проекта, и их влияние на них может быть минимальным.

Эта карта помогает определить, какие стейкхолдеры являются наиболее важными и требуют особого внимания и учета при разработке стратегии удовлетворения их интересов. Она также может помочь выявить потенциальные конфликты между различными людьми и помочь в разработке планов по их управлению.

Матрица стейкхолдеров

Матрица используется для анализа и классификации заинтересованных сторон в рамках проекта, организации или какой-либо другой деятельности. Она помогает идентифицировать и исследовать влияние каждого стейкхолдера на проект, их взаимосвязи и уровень вовлеченности.

Обычно матрица представляет собой таблицу, в которой перечислены стейкхолдеры по строкам и различные аспекты их влияния или интересов по столбцам. Каждый стейкхолдер может быть описан с учетом таких параметров, как интересы, влияние, ресурсы, уровень поддержки. В рамках матрицы стейкхолдеров может быть проведена оценка важности каждого из них, и приняты соответствующие меры для управления их ожиданиями и вовлеченностью.

Матрица является полезным инструментом для планирования коммуникаций с заинтересованными сторонами, определения стратегий воздействия на них и управления отношениями. Она помогает проектной команде иметь четкое представление о том, кто влияет на проект и каким образом, что влечет уменьшенные риски неудовлетворенности и противостояния.

В зависимости от конкретной ситуации или проекта могут быть определены разные стейкхолдеры. Распознавание и учет интересов их всех, а также управление их ожиданиями могут помочь в достижении успешных результатов и снижении риска возможных конфликтов или проблем.

Маркетинговая консультация
Маркетинговая консультация
Маркетинговая консультация
Услуги
Закрыть
О нас
Закрыть