Советы по нетворкингу
Бизнесмен не может быть одиночкой. Эта работа предполагает постоянное общение с людьми: экспертами, партнерами, инвесторами и т. д. Чем больше у предпринимателя знакомых, тем легче ему находить надежных сотрудников, решать рабочие вопросы и развивать компанию. Чтобы завести их, нужно посещать тематические мероприятия и налаживать контакты, то есть заниматься нетворкингом.
Что такое нетворкинг

Нетворкингом называют процесс создания и совершенствования сети полезных знакомств. Простыми словами, бизнесмен строит карьеру, знакомясь с влиятельными людьми, экспертами, предпринимателями. Нетворкинг эффективен, если человек готов оказывать новым знакомым ответные услуги. Важно обменяться контактами и зарекомендовать себя.
К примеру, менеджер пришел на бизнес-конференцию и встретил представителя известного бренда. В ходе обсуждения выступлений они поняли, что придерживаются схожих взглядов, и после конференции начали работу над совместным проектом. Речь идет не о дружбе, а о доверительных рабочих взаимоотношениях.
Зачем развивать сеть знакомств
Попадая в профессиональное сообщество, необходимо заполучить как можно больше контактов. На подобные мероприятия не попадают случайные люди, каждый из присутствующих обладает полезными знаниями, навыками или ресурсами. Большое количество визиток открывает следующие возможности:
- Консультации экспертов. Иногда для ответа на один вопрос приходится перечитать массу профессиональной литературы, записаться на курсы или даже нанять специалиста. Гораздо проще сделать один звонок и получить готовое решение.
- Трудоустройство. Около 70-85% вакансий занимают люди, устроенные по знакомству. Речь идет не о родственниках начальника, а о людях, которых ему порекомендовали как хороших специалистов.
- Партнерство и вклады. Обаятельные спикеры при личном общении могут хорошо презентовать свою идею и привлечь инвесторов, руководителей других компаний.
Даже если новый знакомый не поделился контактами, из общения можно извлечь пользу. Стоит расспросить его об опыте работы, извлечь полезную информацию, учиться на чужих ошибках.
Виды нетворкинга
Встречается три варианта бизнес-отношений. Первый – позитивный нетворкинг. Заводя знакомства, необходимо продемонстрировать свою полезность и приготовиться оказывать помощь, а не получать ее. Этот формат подходит для новичков. Они сумеют зарекомендовать себя, но их труд окупится не сразу.
Негативный нетворкинг похож на скрытое манипулирование. Бизнесмен держит людей при себе до тех пор, пока они полезны, и использует их по максимуму. Он окажет поддержку, если партнер этого попросит, но рассматривает ее как плату за услугу.
Смешанный нетворкинг считается оптимальным. Бизнесмен в разной мере стремится оказывать и получать помощь. Обычно он сначала помогает новому знакомому, а уже потом просит об ответной услуге.
Почему нетворкинг работает?
В основе нетворкинга лежит принцип «шести рукопожатий». Допустим, менеджер хочет устроиться в компанию «NN». У него нет знакомых в этой фирме, но он может обратиться к продавцу ее партнера – магазина «KK». Продавец попросит об одолжении администратора, а тот – директора отдела продаж, у которого есть контакты в «NN». В итоге рекомендация дойдет до директора «NN» и менеджер получит должность. Теория «шести рукопожатий» действенна, потому что своя деловая сеть есть у каждого участника бизнес-отношений.
По мнению психологов личные качества человека имеют столько же значимости, сколько и правильное окружение. Эти элементы взаимодополняемы: бедный, но одаренный студент может заполучить связи благодаря навыкам и ораторским умениям, а ребенок со средним интеллектом из влиятельной семьи построит карьеру за счет связей. Человеку без полезных знакомств и коммуникативных способностей практически невозможно достичь успеха в бизнесе.
Правила нетворкинга
Деловые взаимоотношения напоминают рыночные: ты – мне, я – тебе. Находя полезного знакомого нужно сразу подумать, какая помощь ему может пригодиться. Выгоднее первым оказать услугу, потому что тогда человек почувствует себя обязанным и захочет сделать что-то в ответ. Другие правила:
- Позитивная атмосфера и энтузиазм. Никто не хочет сотрудничать со скучным работником, который внешне незаинтересован в обсуждаемой теме. Нетворкер должен показывать уместные эмоции и располагать к себе.
- Встречают по одежке. Нетворкер должен произвести хорошее впечатление. Учитывается все: речь, одежда, мимика, поза и пр. Желательно, чтобы хотя бы одна рука была свободной, и позволяла жестикулировать.
- Поэтапность. Не стоит тратить половину конференции на разговор с одним человеком. Желательно переходить от одного к другому, обмениваясь новостями и шутками, собирать визитки. Оставив приятное впечатление, можно будет договориться о повторной встрече.
- Обмен визитками. Есть мнение, что они утратили актуальность с появлением соцсетей, но на самом деле компактные карточки удобно раздавать и хранить. При желании на них указывают не только номер телефона, но и электронную почту, адрес офиса, аккаунт и пр.
- Исключение эффекта «самозванца». Нельзя собирать вокруг себя нескольких незнакомых друг с другом людей. Они чувствуют себя неловко и не включаются в разговор. Поэтому в начале встречи их нужно представить.
- Самопрезентация. Разговор начинается с приветствия и позиционирования. Классически люди называют имя и должность, но подобные фразы скучны и плохо запоминаются. Лучше добавить креатива. Например, вместо «я консультант» сообщить «я рассказываю клиентам, как повысить прибыль интернет-магазина с помощью таргета». Фраза должна быть лаконичной, но как можно более информативной и интригующей.
- Вред односложных ответов. Чтобы разговор был интересным и не закончился раньше времени, нужно задавать собеседнику вопросы, предполагающие развернутый ответ. Желательно вынудить его поделиться опытом, мнением, убеждениями. Однако для динамики беседы их стоит чередовать с динамичными вопросами.
- Расстановка приоритетов. Не стоит знакомиться с каждым гостем конференции. Еще до мероприятия стоит определиться, какие сферы деятельности и должности могут быть полезны.
Последний совет заключает в том, что нельзя забывать о цели. Возможно, хочется сразу попросить об услуге или что-то продать, но это навсегда испортит впечатление. Цель нетворкера – обзавестись связями. Также не стоит закидывать визитки в ящик стола. Через несколько месяцев новый знакомый даже не поймет, кто ему звонит. Важно как можно быстрее назначить повторную встречу.
Преимущества и нюансы нетворкинга
Огромная сеть полезных знакомств – мечта большинства бизнесменов. Специалисты не только помогут решить рабочие вопросы, но сделают жизнь более интересной. Общение наполнит ее позитивом, новыми знаниями и впечатлениями. Бизнесмен сможет проявить себя, поделиться опытом и найти не просто деловых партнеров, а друзей. К тому же с помощью «шести рукопожатий» реально найти не только бизнес-эксперта, но и хорошего специалиста в любой области, например застройщика или кондитера. Также бизнес-сеть – это инструмент, позволяющий улучшить собственную репутацию.
Несмотря на массу преимущества, стоит учесть несколько особенностей нетворкинга:
- Сложности интровертов. От природы необщительным людям придется постоянно преодолевать себя. Желательно пройти курсы ораторского мастерства.
- Отношения нужно поддерживать. Это требует большого количества времени и усилий. Стоит разузнать об увлечениях всех партнеров, периодически назначать встречи, поздравлять их с днями рождения.
- Ответные услуги. Приличия обязывают при первой возможности помочь партнеру в ответ. В ином случае долгосрочные отношения невозможны.
Также существует риск негативного нетворкинга. Возможно, новый знакомый будет постоянно просить об услугах, не принося никакой пользы. Придется противостоять ему вежливо, но твердо.
Где практиковать нетворкинг
Преподаватель иллинойсской школы менеджмента Р. Томас и социолог Б. Уцци считают: наиболее качественные связи возникают не во время деловых бесед, а в обстоятельствах, когда участники заняты общим делом. Однако не стоит пренебрегать и простым общением. Для практики нетворкинга подходят следующие места и площадки:
- Образовательные программы, предполагающие командную работу. Это могут быть онлайн и оффлайн курсы, кейс-чемпионаты, марафоны, хакатоны и т. д. На них можно продемонстрировать свои навыки, присмотреться к партнерам и противникам.
- Социальные сети. За границей популярен LinkedIn, в СНГ – Профессионалы.ru. Однако необязательно использовать только платформы для профессиональных знакомств, при правильном подходе будут полезны даже Телеграм-каналы.
- Коворкинги. Здесь люди задают вопросы, оказывают помощь, делятся советами. Одноразовая встреча может закончиться плодотворным долговременным сотрудничеством.
- Выставки и конференции. Выступающие рассказывают о своем опыте, поэтому можно легко найти интересующего человека.
Общительные люди развивают нетворкинг даже в клубах, на первых взгляд не связанных с бизнесом: спортивных, научных, творческих. У влиятельного предпринимателя вполне может быть хобби, и ему будет приятно пообщаться с человеком, с которым у него нашлось сразу несколько точек соприкосновения.
Как оставить о себе хорошее впечатление
Одежда и стиль речи должны соответствовать мероприятию. Важно демонстрировать заинтересованность и выглядеть дружелюбно. При общении используется одна из следующих техник:
- Рапорт. Один из партнеров занимает ведущую позицию.
- Отзеркаливание. Вдумчивое копирование жестов собеседника или некоторых его словесных выражений.
- Тоннель. Поддержание зрительного контакта, уточняющие вопросы.
Полезно научиться определять темперамент, ведущий канал восприятия и другие индивидуальные особенности собеседника, чтобы оказывать наиболее эффективное воздействие.
Советы по нетворкингу для интровертов
Интровертам нужно заранее подготовиться к встрече. Стоит подготовить самопрезентационную речь не дольше 2-х минут и отрепетировать ее дома. После каждой беседы можно делать небольшие перерывы, чтобы восстановить силы.
У интровертов есть свои преимущества, в том числе умение больше слушать, чем говорить. Главное периодически задавать вопросы, анализировать и запоминать все, что скажет собеседник. Также навыки общения стоит постоянно тренировать, чтобы каждый следующий разговор вызывал все меньше стресса.
Частые ошибки в нетворкинге
Начинающие нетворкеры совершают следующие ошибки:
- ходят на все мероприятия подряд, не отбирая наиболее актуальные и полезные;
- не готовятся к мероприятию, не планируют, с кем хотят познакомиться;
- держат контакты и факты о новых партнерах в голове;
- не просят знакомых представить их кому-либо еще;
- не продолжают общение после знакомства;
- ведут себя высокомерно или навязчиво;
- скучно рассказывают о себе;
- опаздывают.
Однако наиболее губительная ошибка – это невыполнение обещаний. Даже если услуга незначительная, и нужно всего лишь перезвонить или прислать ссылку на видео, забыть об этом – значит заработать репутацию человека, который не держит слово.
Заключение
Нетворкинг используется бизнесменами для создания сети полезных знакомств. Это не просто обмен визитками, а налаживание отношений и взаимопомощь. Самый известный нетворкер Р. Кийосаки считал, что налаживание связей – самый эффективный способ найти работу и разбогатеть. Нетворкинг особенно важен для молодых специалистов. Он позволяет заработать хорошую репутацию. Завести сеть полезных знакомств может даже интроверт.