План-прогноз по увеличению продаж
SMART планирование

SMART планирование

Каждый коуч или психолог скажет, что крайне важно определиться со своими желаниями, однако, часто они не говорят, как именно это сделать. Методика SMART – отличный вариант для тех, у кого мечты остаются просто мечтами.

Что такое SMART планирование

Что такое SMART планирование

СМАРТ планирование - это техника постановки целей, она была разработана еще в 90-е годы и до сих пор успешно применяется в управлении бизнес проектами, а также для осуществления личных желаний.

Правильное планирование целей – половина успеха. Хорошая новость заключается в том, что планированию можно научиться!

Преимущества метода

Алгоритм планирования по системе SMART очень прост и понятен – это определенная и очень четкая последовательность действий. Применяя данную методику, можно достигать самых разных целей, в несколько раз увеличить продуктивность и убедиться в том, что даже те цели и задачи, которые кажутся слишком сложными, выполнимы.

Преимущества метода:

  • Простота исполнения. Прорабатывать цели по системе SMART может каждый желающий, даже тот, кто никогда не вел планер.
  • Определенность. Никаких розовых облаков и пустых мечт. Все просто и понятно.
  • Универсальность. Подходит как для решения бизнес задач, так и для достижения личных целей в разных сферах жизни.
  • Мотивация. Правильно поставленная цель может являться отличной мотивацией для ее исполнения.
  • Экономичность. Цель, поставленная по технике SMART не «высасывает» ресурсы, а наоборот, дает их.

Методику легко применить на практике, но сначала нужно ознакомиться с ее основными принципами.

Кому подходит техника, а когда она не имеет смысла

Кому подходит техника SMART

Важный нюанс – в большинстве случаев методика SMART неприменима к долгосрочным целям. Это объясняется тем, что цели, которые должны быть достигнуты в течение нескольких лет, кажутся слишком далекими и несбыточными, а поэтому, они не мотивируют.

Технология не подходит тем, кто еще не определился, в какую сторону хочет двигаться, и находится в поиске себя. SMART и гипотезы, поиск – несовместимые понятия.

Также не стоит пользоваться данной методикой тем, кто мечтает о чем-то несбыточном и глобальном. Если есть стремление достигнуть какого-либо результата, то сначала необходимо раздробить глобальную цель на несколько маленьких, конкретных и достижимых.

Во всех остальных случаях проработка целей по системе SMART – отличное решение, которое позволит выйти на новый уровень и начать постигать новые высоты.

Критерии SMART целей

Аббревиатура SMART на 100% олицетворяет метод планирования, ведь каждая буква в слове несет определенный смысл.

Так, согласно методике SMART, цель должна быть:

  • Specific.
  • Measurable.
  • Attainable.
  • Relevant.
  • Time-bound.

Или, в переводе на русский язык: конкретная, измеримая, достижимая, актуальная и ограниченная по времени.

Учитывая SMART критерии при планировании, можно добиться потрясающих результатов, и воплотить в жизнь те мечты, которые раньше казались совершенно неподъемными.  Бизнес планирование – это не развлекательная техника, а сложный процесс, который требует внимательности и погружения в себя, получения ответов на важные вопросы.

Конкретная (S — Specific)

Цель должна быть четкой, конкретной.  Важно избавиться от легкомысленности при постановке задач и задать себе вопрос: «Как я пойму, что я моя цель достигнута?»

Так, желание «Выучить английский язык» - совершенно не конкретное по той причине, что каждый человек может понять ее по-своему. Вы сами, заглянув в ежедневник через год, также можете забыть, что подразумевали под этой фразой и чего конкретно хотели достичь, если не оставите никаких подсказок.

Человек, который уже владеет английским на уровне Intermediate может подразумевать под этой фразой желание достигнуть высшего уровня в английском  и сдать тест IELTS на высший балл, а новичок, изучавший английский только в школе, будет рад, если выучит хотя бы 100 слов и сможет их произнести.

Пример грамотно поставленной, конкретной цели: «Хочу достичь уровня intermediate за 1 год».  

Для наглядности приведем несколько примеров конкретных целей в самых разных сферах жизни:

  • Перестать есть сладкое.
  • Выучить английский до уровня Advanced.
  • Посещать тренажерный зал 2 раза в неделю.
  • Писать посты для Инстаграм каждый день.
  • Заниматься вокалом три раза в неделю.

Все цели, приведенные в примерах, конкретные, но им не хватает одного – даты.

Измеримая (M — Measurable)

Чтобы вы поняли, что цель достигнута, важно сделать ее не только конкретной, но и измеримой.

Для измерения цели используют несколько параметров:

  • Время – ограниченный период, неделя, месяц или год.
  • Кейсы, полученные при работе с клиентами.
  • Сумма денежных средств.
  • Количество подписчиков в разных соцсетях.

Использование количественных критериев дает четкий и понятный ориентир. Кроме того, с помощью единиц измерений можно превратить большую цель в несколько более легких и простых задач.

Пример: Цель – похудеть на 15 килограмм к сентябрю – измеримая и точная, но большая цель. Можно написать более простую подцель – похудеть на 5 килограмм к июлю. Во втором случае существует гораздо больше вероятности того, что задача будет выполнена.

Достижимая (A — Attainable)

Важный нюанс в любом целеполагании – постановка достижимых целей. Никакая система SMART не сработает, если человек ставит цель «стать богаче, чем Илон Маск», но при этом не имеет определенных навыков и знаний. Многим людям свойственно преувеличивать свои возможности.

Из-за этого огромный процент задач остается невыполненным, а мотивация исчезает уже через неделю. Достижимость цели – это очень важно.

Следует учесть два нюанса:

  • Все люди разные. Кому-то достижение любой, даже самой глобальной цели дается легко, другим – сложнее. Важно адекватно оценивать свои силы и ставить такую задачу, которая будет реальна. Целеполагание – это не гонка и не игра в «кто лучше», а работа над собой и собственной жизнью.
  • Следует регулярно задавать себе вопрос: как я могу достичь поставленной цели? Так можно корректировать свои действия на пути к цели.

SMART – это не волшебная таблетка, благодаря которой могут быть исполнены любые желания. Каждый, кто хорошо понимает и осознает это, сможет достичь хороших результатов.

Воспользовавшись простой памяткой, можно проверить поставленную цель на реалистичность:

  1. Если включить логику и здравый смысл, будет ли цель достижима? Так, если человек, которому уже больше 25 лет, хочет вырасти еще на 5-10 см, то у него ничего не получится, даже если он поставит очень точную, конкретную задачу самому себе.
  2. Также стоит проверить цель на реалистичность в соответствие с имеющимися ресурсами. Хватит ли вам навыков, знакомств и финансовых средств для осуществления задуманного? Идеально, если поставленная цель чуть выше реального положения дел. Заработать 10 миллионов рублей проще тому, кто уже заработал хотя бы 1 миллион, но не тому, кто никак не может преодолеть порог дохода в 20-30 000 рублей. Это не значит, что следует отказываться от своей мечты стать миллионером, но цель, поставленная по технике SMART, должна быть реальной, например – заработать 100 000 рублей. После того, как она будет достигнута, можно увеличивать цифру.
  3. Важно оценить амбициозность цели в соответствии с имеющимся опытом. Человек, который уже открыл свой магазин и продает примерно 100 товаров в месяц, должен понимать, что к этой цели он шел несколько лет, и поэтому, не получится увеличить продажи до 500 товаров за один месяц.

Если вы сможете реалистично оценить свои цели, то убережете себя от заведомого провала и следующего за ним неизбежного разочарования.

Актуальная (R — Relevant)

Цель должна быть актуальной и значимой. Важно ставить только актуальные цели, то есть, только те, которые нужны человеку, а не навязаны обществом. Задача, поставленная под влиянием других людей сильно демотивирует, и в большинстве случаев, не будет выполнена.

Чаще всего неактуальные цели сильно заметны в большом списке, например, если рядом указаны две задачи вроде таких: «закрыть задолженность по кредиту» и «купить квартиру». Процесс погашения задолженности потребует немало финансовых и моральных сил, поэтому, покупка квартиры может оказаться совершенно неактуальной и невыполнимой целью.

Ограниченная во времени (T — Time-bound)

Ограничение по времени позволяет сконцентрироваться, и решить поставленную задачу точно к назначенной дате. Не зря этот пункт стоит на последнем месте – выбирая дату, мы закрываем сразу два важных блока – не даем себе прокрастинировать и создаем конкретный, понятный план.

Особенно хорошо работает ограничение по времени в тех случаях, когда поставлена финансовая цель, например, «накопить 300 000 для покупки машины за 1 год».

Достаточно лишь разделить 300 000 на 12 месяцев, и становится понятно, какую сумму нужно откладывать ежемесячно, чтобы получить желаемый результат.

Алгоритм постановки SMART целей

Алгоритм постановки SMART целей

Опытные специалисты часто используют SMART планирование в маркетинговой деятельности, потому что это действительно удобный и работающий инструмент. Чтобы не пришлось редактировать поставленные цели спустя месяц, воспользуйтесь пошаговым алгоритмом.

Простой алгоритм постановки цели:

  • Определите потребность. Задайте себе вопросы «Что я уже давно хочу иметь». На этом этапе не обязательно делать цель конкретной, четкой и измеримой, можно просто выписать ее на бумагу. Примеры задач в момент выявления потребностей очень просты: научиться петь, написать книгу, отправиться в путешествие, создать свою компанию.
  • Проверьте ее актуальность. Идеально, если выбранная цель легко вписывается в общую систему вашей жизни и не конфликтует с другими задачами. Даже такая простая задача, как покупка телефона, может быть актуальной и не актуальной в разные моменты жизни. Если свободных денег нет, а вам также предстоит погашение кредита, то покупка телефона принесет огромный дискомфорт, и скорее всего, вы отложите эту цель на неопределенное время.
  • Сделайте цель конкретной. После того, как цель протестирована на потребность и актуальность, сделайте ее конкретной и понятной. Если продолжить пример с телефоном, то фраза «Я хочу новый телефон» должна превратиться в «Я хочу купить новый iPhone»
  • Определите критерии оценки. Установите конкретную сумму, если цель требует финансовых затрат. «Я хочу купить новый iPhone 12 за 100 000 рублей».
  • Установите сроки. После выполнения этого пункта цель можно выписывать в планер: «Я хочу купить новый iPhone 12 за 100 000 рублей к 27 августа».
  • Проверьте достижимость цели. Чтобы проверить, возможно ли достижение поставленной цели, достаточно задать себе несколько вопросов: хватит ли мне финансовых средств, чтобы осуществить задуманное? Возможно ли достижение этой цели в принципе? Учитываю ли я те факторы, которые от меня не зависят?

Когда все цели поставлены, стоит проверить их на вероятность стыковки друг с другом. Нам всегда хочется всего и сразу, но возможно ли выполнение таких целей, как «Вставать каждый день в 5 утра» и «Хорошо высыпаться»? Или «Проводить с семьей не меньше 5 часов каждый день» и «Развить собственный бизнес и выйти на прибыль 100000 рублей за три месяца»?

Вполне очевидно, что эти цели сильно конфликтуют друг с другом, но в этом случае есть простое решение. Определитесь, что для вас сейчас наиболее актуально, и оставьте только одну цель, а вторую отложите. Вы сможете вернуться к ней потом, если почувствуете в этом необходимость.

Примеры SMART планирования

Воспользовавшись готовыми примерами для постановки целей по методике SMART, можно проверить свои желания на выполнимость и реалистичность, а также скорректировать их оформление в планере или дневнике.

Не по правилам SMART:

  • Написать книгу.
  • Создать красивую фигуру.
  • Много зарабатывать.
  • Развить бизнес-проект.
  • Приобрести новые знания и навыки.
  • Накопить деньги на счету.
  • Выучить английский язык.

Четкая, измеримая цель по методу SMART:

  • Написать рукопись объемом 400 страниц за 6 месяцев.
  • Посещать тренажерный зал 3 раза в неделю в течение 1 года.
  • Выйти на доход 200 000 рублей к сентябрю.
  • Составить контент-стратегию бизнеса и запустить проект к 12 июля.
  • Пройти курс по программированию в течение 3 месяцев и выполнить пять работ для портфолио.
  • Накопить 100 000 рублей к 30 марта.
  • Выучить английский до уровня Intermediate за 2 года.

Также, чтобы сформулировать точную цель, стоит ответить на вопрос: «Каких результатов я хочу достичь и какие действия мне необходимо предпринять, чтобы это стало возможным?»

Одна из самых «опасных» целей, которую сегодня ставят многие люди, наслушавшись коучей – «Стать лучшей версией себя». До тех пор, пока вы не найдете ответ на вопрос, какая именно версия вас будет лучше – с каким характером, знаниями и навыками, вы не сможете приблизиться к желаемому.

Недостатки метода

Технология SMART имеет не только плюсы, но и минусы. Перед тем, как приступать к постановке целей, ознакомьтесь с главными недостатками методики и оцените свои силы.

Минусы:

  • Неопределенность. Чем дольше срок исполнения цели, тем сложнее прийти к желаемому результату, потому что невозможно предугадать, какие события произойдут в жизни через месяц или даже полгода.
  • Рутина. Достижение цели по технике SMART подразумевает выполнение четко поставленных задач, при этом очень легко провалиться в рутину и не заметить подарков судьбы и радостных моментов.
  • Ригидность. Жизнь – очень интересная и гибкая вещь, а цели, поставленные по технике SMART, зачастую не подлежат корректировке.
  • Человеческий фактор. Часто человек ставит цели в период морального и эмоционального подъема, но через несколько дней понимает, что у него нет сил и энергии на то, чтобы воплотить задуманное в жизнь. Такое встречается часто, поэтому, перед постановкой цели крайне важно ставить реалистичные даты и учитывать тот момент, что быть продуктивным каждый день – невозможно.

Достаточно лишь ненадолго отключить в себе желание «стать лучше всех» и «показать им, чего я стою», и подумать о себе и своих собственных желаниях, чтобы поставить по-настоящему реальные, достижимые цели.

Зная правила и особенности постановки целей по технике SMART можно легко применить их в жизни и превращать мечты в реальность. Однако, работа над собой – это вполне серьезная работа, и чтобы она давала результаты, достаточно помнить всего 5 слов: Specific, Measurable, Attainable, Relevant, Time-bound.

План-прогноз по увеличению продаж
План-прогноз по увеличению продаж
План-прогноз по увеличению продаж
Услуги
Закрыть
О нас
Закрыть