Бесплатный аудит сайта
SMART планирование

SMART планирование

Каждый коуч или психолог скажет, что крайне важно определиться со своими желаниями, однако, часто они не говорят, как именно это сделать. Методика SMART – отличный вариант для тех, у кого мечты остаются просто мечтами.

Что такое SMART планирование

Что такое SMART планирование

СМАРТ планирование - это техника постановки целей, она была разработана еще в 90-е годы и до сих пор успешно применяется в управлении бизнес проектами, а также для осуществления личных желаний.

Правильное планирование целей – половина успеха. Хорошая новость заключается в том, что планированию можно научиться!

Преимущества метода

Алгоритм планирования по системе SMART очень прост и понятен – это определенная и очень четкая последовательность действий. Применяя данную методику, можно достигать самых разных целей, в несколько раз увеличить продуктивность и убедиться в том, что даже те цели и задачи, которые кажутся слишком сложными, выполнимы.

Преимущества метода:

  • Простота исполнения. Прорабатывать цели по системе SMART может каждый желающий, даже тот, кто никогда не вел планер.
  • Определенность. Никаких розовых облаков и пустых мечт. Все просто и понятно.
  • Универсальность. Подходит как для решения бизнес задач, так и для достижения личных целей в разных сферах жизни.
  • Мотивация. Правильно поставленная цель может являться отличной мотивацией для ее исполнения.
  • Экономичность. Цель, поставленная по технике SMART не «высасывает» ресурсы, а наоборот, дает их.

Методику легко применить на практике, но сначала нужно ознакомиться с ее основными принципами.

Кому подходит техника, а когда она не имеет смысла

Кому подходит техника SMART

Важный нюанс – в большинстве случаев методика SMART неприменима к долгосрочным целям. Это объясняется тем, что цели, которые должны быть достигнуты в течение нескольких лет, кажутся слишком далекими и несбыточными, а поэтому, они не мотивируют.

Технология не подходит тем, кто еще не определился, в какую сторону хочет двигаться, и находится в поиске себя. SMART и гипотезы, поиск – несовместимые понятия.

Также не стоит пользоваться данной методикой тем, кто мечтает о чем-то несбыточном и глобальном. Если есть стремление достигнуть какого-либо результата, то сначала необходимо раздробить глобальную цель на несколько маленьких, конкретных и достижимых.

Во всех остальных случаях проработка целей по системе SMART – отличное решение, которое позволит выйти на новый уровень и начать постигать новые высоты.

Критерии SMART целей

Аббревиатура SMART на 100% олицетворяет метод планирования, ведь каждая буква в слове несет определенный смысл.

Так, согласно методике SMART, цель должна быть:

  • Specific.
  • Measurable.
  • Attainable.
  • Relevant.
  • Time-bound.

Или, в переводе на русский язык: конкретная, измеримая, достижимая, актуальная и ограниченная по времени.

Учитывая SMART критерии при планировании, можно добиться потрясающих результатов, и воплотить в жизнь те мечты, которые раньше казались совершенно неподъемными.  Бизнес планирование – это не развлекательная техника, а сложный процесс, который требует внимательности и погружения в себя, получения ответов на важные вопросы.

Конкретная (S — Specific)

Цель должна быть четкой, конкретной.  Важно избавиться от легкомысленности при постановке задач и задать себе вопрос: «Как я пойму, что я моя цель достигнута?»

Так, желание «Выучить английский язык» - совершенно не конкретное по той причине, что каждый человек может понять ее по-своему. Вы сами, заглянув в ежедневник через год, также можете забыть, что подразумевали под этой фразой и чего конкретно хотели достичь, если не оставите никаких подсказок.

Человек, который уже владеет английским на уровне Intermediate может подразумевать под этой фразой желание достигнуть высшего уровня в английском  и сдать тест IELTS на высший балл, а новичок, изучавший английский только в школе, будет рад, если выучит хотя бы 100 слов и сможет их произнести.

Пример грамотно поставленной, конкретной цели: «Хочу достичь уровня intermediate за 1 год».  

Для наглядности приведем несколько примеров конкретных целей в самых разных сферах жизни:

  • Перестать есть сладкое.
  • Выучить английский до уровня Advanced.
  • Посещать тренажерный зал 2 раза в неделю.
  • Писать посты для Инстаграм каждый день.
  • Заниматься вокалом три раза в неделю.

Все цели, приведенные в примерах, конкретные, но им не хватает одного – даты.

Измеримая (M — Measurable)

Чтобы вы поняли, что цель достигнута, важно сделать ее не только конкретной, но и измеримой.

Для измерения цели используют несколько параметров:

  • Время – ограниченный период, неделя, месяц или год.
  • Кейсы, полученные при работе с клиентами.
  • Сумма денежных средств.
  • Количество подписчиков в разных соцсетях.

Использование количественных критериев дает четкий и понятный ориентир. Кроме того, с помощью единиц измерений можно превратить большую цель в несколько более легких и простых задач.

Пример: Цель – похудеть на 15 килограмм к сентябрю – измеримая и точная, но большая цель. Можно написать более простую подцель – похудеть на 5 килограмм к июлю. Во втором случае существует гораздо больше вероятности того, что задача будет выполнена.

Достижимая (A — Attainable)

Важный нюанс в любом целеполагании – постановка достижимых целей. Никакая система SMART не сработает, если человек ставит цель «стать богаче, чем Илон Маск», но при этом не имеет определенных навыков и знаний. Многим людям свойственно преувеличивать свои возможности.

Из-за этого огромный процент задач остается невыполненным, а мотивация исчезает уже через неделю. Достижимость цели – это очень важно.

Следует учесть два нюанса:

  • Все люди разные. Кому-то достижение любой, даже самой глобальной цели дается легко, другим – сложнее. Важно адекватно оценивать свои силы и ставить такую задачу, которая будет реальна. Целеполагание – это не гонка и не игра в «кто лучше», а работа над собой и собственной жизнью.
  • Следует регулярно задавать себе вопрос: как я могу достичь поставленной цели? Так можно корректировать свои действия на пути к цели.

SMART – это не волшебная таблетка, благодаря которой могут быть исполнены любые желания. Каждый, кто хорошо понимает и осознает это, сможет достичь хороших результатов.

Воспользовавшись простой памяткой, можно проверить поставленную цель на реалистичность:

  1. Если включить логику и здравый смысл, будет ли цель достижима? Так, если человек, которому уже больше 25 лет, хочет вырасти еще на 5-10 см, то у него ничего не получится, даже если он поставит очень точную, конкретную задачу самому себе.
  2. Также стоит проверить цель на реалистичность в соответствие с имеющимися ресурсами. Хватит ли вам навыков, знакомств и финансовых средств для осуществления задуманного? Идеально, если поставленная цель чуть выше реального положения дел. Заработать 10 миллионов рублей проще тому, кто уже заработал хотя бы 1 миллион, но не тому, кто никак не может преодолеть порог дохода в 20-30 000 рублей. Это не значит, что следует отказываться от своей мечты стать миллионером, но цель, поставленная по технике SMART, должна быть реальной, например – заработать 100 000 рублей. После того, как она будет достигнута, можно увеличивать цифру.
  3. Важно оценить амбициозность цели в соответствии с имеющимся опытом. Человек, который уже открыл свой магазин и продает примерно 100 товаров в месяц, должен понимать, что к этой цели он шел несколько лет, и поэтому, не получится увеличить продажи до 500 товаров за один месяц.

Если вы сможете реалистично оценить свои цели, то убережете себя от заведомого провала и следующего за ним неизбежного разочарования.

Актуальная (R — Relevant)

Цель должна быть актуальной и значимой. Важно ставить только актуальные цели, то есть, только те, которые нужны человеку, а не навязаны обществом. Задача, поставленная под влиянием других людей сильно демотивирует, и в большинстве случаев, не будет выполнена.

Чаще всего неактуальные цели сильно заметны в большом списке, например, если рядом указаны две задачи вроде таких: «закрыть задолженность по кредиту» и «купить квартиру». Процесс погашения задолженности потребует немало финансовых и моральных сил, поэтому, покупка квартиры может оказаться совершенно неактуальной и невыполнимой целью.

Ограниченная во времени (T — Time-bound)

Ограничение по времени позволяет сконцентрироваться, и решить поставленную задачу точно к назначенной дате. Не зря этот пункт стоит на последнем месте – выбирая дату, мы закрываем сразу два важных блока – не даем себе прокрастинировать и создаем конкретный, понятный план.

Особенно хорошо работает ограничение по времени в тех случаях, когда поставлена финансовая цель, например, «накопить 300 000 для покупки машины за 1 год».

Достаточно лишь разделить 300 000 на 12 месяцев, и становится понятно, какую сумму нужно откладывать ежемесячно, чтобы получить желаемый результат.

Алгоритм постановки SMART целей

Алгоритм постановки SMART целей

Опытные специалисты часто используют SMART планирование в маркетинговой деятельности, потому что это действительно удобный и работающий инструмент. Чтобы не пришлось редактировать поставленные цели спустя месяц, воспользуйтесь пошаговым алгоритмом.

Простой алгоритм постановки цели:

  • Определите потребность. Задайте себе вопросы «Что я уже давно хочу иметь». На этом этапе не обязательно делать цель конкретной, четкой и измеримой, можно просто выписать ее на бумагу. Примеры задач в момент выявления потребностей очень просты: научиться петь, написать книгу, отправиться в путешествие, создать свою компанию.
  • Проверьте ее актуальность. Идеально, если выбранная цель легко вписывается в общую систему вашей жизни и не конфликтует с другими задачами. Даже такая простая задача, как покупка телефона, может быть актуальной и не актуальной в разные моменты жизни. Если свободных денег нет, а вам также предстоит погашение кредита, то покупка телефона принесет огромный дискомфорт, и скорее всего, вы отложите эту цель на неопределенное время.
  • Сделайте цель конкретной. После того, как цель протестирована на потребность и актуальность, сделайте ее конкретной и понятной. Если продолжить пример с телефоном, то фраза «Я хочу новый телефон» должна превратиться в «Я хочу купить новый iPhone»
  • Определите критерии оценки. Установите конкретную сумму, если цель требует финансовых затрат. «Я хочу купить новый iPhone 12 за 100 000 рублей».
  • Установите сроки. После выполнения этого пункта цель можно выписывать в планер: «Я хочу купить новый iPhone 12 за 100 000 рублей к 27 августа».
  • Проверьте достижимость цели. Чтобы проверить, возможно ли достижение поставленной цели, достаточно задать себе несколько вопросов: хватит ли мне финансовых средств, чтобы осуществить задуманное? Возможно ли достижение этой цели в принципе? Учитываю ли я те факторы, которые от меня не зависят?

Когда все цели поставлены, стоит проверить их на вероятность стыковки друг с другом. Нам всегда хочется всего и сразу, но возможно ли выполнение таких целей, как «Вставать каждый день в 5 утра» и «Хорошо высыпаться»? Или «Проводить с семьей не меньше 5 часов каждый день» и «Развить собственный бизнес и выйти на прибыль 100000 рублей за три месяца»?

Вполне очевидно, что эти цели сильно конфликтуют друг с другом, но в этом случае есть простое решение. Определитесь, что для вас сейчас наиболее актуально, и оставьте только одну цель, а вторую отложите. Вы сможете вернуться к ней потом, если почувствуете в этом необходимость.

Примеры SMART планирования

Воспользовавшись готовыми примерами для постановки целей по методике SMART, можно проверить свои желания на выполнимость и реалистичность, а также скорректировать их оформление в планере или дневнике.

Не по правилам SMART:

  • Написать книгу.
  • Создать красивую фигуру.
  • Много зарабатывать.
  • Развить бизнес-проект.
  • Приобрести новые знания и навыки.
  • Накопить деньги на счету.
  • Выучить английский язык.

Четкая, измеримая цель по методу SMART:

  • Написать рукопись объемом 400 страниц за 6 месяцев.
  • Посещать тренажерный зал 3 раза в неделю в течение 1 года.
  • Выйти на доход 200 000 рублей к сентябрю.
  • Составить контент-стратегию бизнеса и запустить проект к 12 июля.
  • Пройти курс по программированию в течение 3 месяцев и выполнить пять работ для портфолио.
  • Накопить 100 000 рублей к 30 марта.
  • Выучить английский до уровня Intermediate за 2 года.

Также, чтобы сформулировать точную цель, стоит ответить на вопрос: «Каких результатов я хочу достичь и какие действия мне необходимо предпринять, чтобы это стало возможным?»

Одна из самых «опасных» целей, которую сегодня ставят многие люди, наслушавшись коучей – «Стать лучшей версией себя». До тех пор, пока вы не найдете ответ на вопрос, какая именно версия вас будет лучше – с каким характером, знаниями и навыками, вы не сможете приблизиться к желаемому.

Недостатки метода

Технология SMART имеет не только плюсы, но и минусы. Перед тем, как приступать к постановке целей, ознакомьтесь с главными недостатками методики и оцените свои силы.

Минусы:

  • Неопределенность. Чем дольше срок исполнения цели, тем сложнее прийти к желаемому результату, потому что невозможно предугадать, какие события произойдут в жизни через месяц или даже полгода.
  • Рутина. Достижение цели по технике SMART подразумевает выполнение четко поставленных задач, при этом очень легко провалиться в рутину и не заметить подарков судьбы и радостных моментов.
  • Ригидность. Жизнь – очень интересная и гибкая вещь, а цели, поставленные по технике SMART, зачастую не подлежат корректировке.
  • Человеческий фактор. Часто человек ставит цели в период морального и эмоционального подъема, но через несколько дней понимает, что у него нет сил и энергии на то, чтобы воплотить задуманное в жизнь. Такое встречается часто, поэтому, перед постановкой цели крайне важно ставить реалистичные даты и учитывать тот момент, что быть продуктивным каждый день – невозможно.

Достаточно лишь ненадолго отключить в себе желание «стать лучше всех» и «показать им, чего я стою», и подумать о себе и своих собственных желаниях, чтобы поставить по-настоящему реальные, достижимые цели.

Зная правила и особенности постановки целей по технике SMART можно легко применить их в жизни и превращать мечты в реальность. Однако, работа над собой – это вполне серьезная работа, и чтобы она давала результаты, достаточно помнить всего 5 слов: Specific, Measurable, Attainable, Relevant, Time-bound.

Поделитесь
Расскажи своим друзьям в социальных сетях
Бесплатный аудит сайта
Бесплатный аудит сайта
Бесплатный аудит сайта
Услуги
Закрыть
О нас
Закрыть