Прогноз развития компании
Прогноз развития бизнеса – это основа его построения и развития. Ситуация на рынке постоянно меняется и прогноз необходим для понимания, какие перспективы ожидают компанию в будущем. С помощью него можно выявить подходящий момент для ухода компании с рынка.
Нечасто собственники бизнеса считают прогнозирование необходимым. Чаще моделирование носит формальный характер и абсолютно зря. Изменение экономической ситуации в стране наращивает темпы, без него не обойтись.
Чаще всего владельцы бизнеса сталкиваются с проблемами из-за того, что вовремя не был проведён анализ.
В основе бизнеса лежит идея. Он будет развиваться если полностью соответствует идее, а она, в свою очередь, не теряет актуальности. Снижается актуальность идеи не в один день, а постепенно. Благодаря этому можно спрогнозировать срок существования бизнеса.
Прогноз развития с высокой долей вероятности поможет определить актуальность бизнеса, время его существования, и до каких размеров дело можно масштабировать.
Типы прогнозирования развития компании

Возможности аналитических компьютерных программ позволяют смоделировать прогноз для бизнеса в различных разрезах. Рассмотрим ниже 2 основных, которые применяют чаще всего.
- Прогноз роста. Определение темпов роста продаж и доходов позволяет выбрать подходящую стратегию развития бизнеса. Основываясь на данных о росте, можно разрабатывать маркетинговые стратегии, распределять бюджет и ресурсы.
- Прогноз спроса. Каждый бизнес масштабируется за счёт увеличения спроса на производимую продукцию или оказываемую услугу. В то же время, прогноз спроса позволяет планировать своевременную закупку сырья и величину товаров в запасе для удовлетворения потребностей покупателей.
При помощи прогнозирования развития компании можно определить момент, когда бизнес утратит актуальность. В это время оптимальным шагом станет изменение деятельности на более востребованную.
Планирование развития компании
Без стратегического плана развития предприятие будет «плыть по течению», а его перспективы будут совершенно неопределёнными.
Благодаря планированию можно задать вектор развития с учётом рисков, которые делятся на внутренние и внешние.
Владельцы малого бизнеса ошибочно считают, что стратегическое планирование им ни к чему, а в нем нуждаются только крупные компании. Малый и средний бизнес в большей степени нуждается в анализе ёмкости рынка, что является частью стратегического планирования.
Крупные же компании зачастую сталкиваются с тем, что разработанный стратегический план так и остаётся нереализованным и существует лишь на бумаге. Виной тому отсутствие единых подходов и методик планирования, отсутствие взаимосвязи между этапами построения стратегического планирования.
Развитие компании любого масштаба невозможно планировать без понимания того, какие внутренние и внешние факторы оказывают на неё влияние. В то же время нужно понимать степень их воздействия на бизнес. Таким образом, этапом, предшествующим разработке плана развития компании, должен стать анализ возможностей бизнеса и рисков в окружающей его среде.
Выделяют 3 основных вида стратегического анализа:
- SWOT-анализ. С его помощью определяют слабые и сильные стороны бизнеса. Преимущества используют для развития компании и определяют, каким образом можно устранить угрозы.
- Матрица «Вероятность – Воздействие». Её построение позволяет определить вероятность наступления различных угроз для компании, а также силу их воздействия.
- Реестр возможностей и рисков. Перечисляются значимые для компании риски и все возможности, которыми компания обладает. Затем определяют пути, которые смогли бы минимизировать потенциальные риски.
Основа стратегического планирования развития компании должна базироваться на её преимуществах и сильных сторонах. В то же время, особое внимание нужно уделить её слабым сторонам и укреплять их.
Ставим цели развития компании
Невозможно определить одну цель, которая была бы актуальной для каждой компании (конечно, кроме увеличения прибыли, что само собой разумеется). Ведь каждый бизнес уникальный и имеет свои особенности.
При постановке цели необходимо придерживаться следующих принципов.
- Понять, почему клиенты должны пользоваться услугой, оказываемой компанией или покупать её продукт. Проще говоря, определить ценность продукта (услуги).
- Сегментировать рынок и как можно подробнее составить портрет потенциальных потребителей. Это позволит составить уникальное предложение для разных групп клиентов.
- Определить наиболее эффективные методы продвижения вашей продукции на рынке. Да, возможно, продукт замечательный, но без его раскрутки вряд ли удастся получить высокий уровень продаж.
- Получить информацию о том, какие ресурсы понадобятся для ведения бизнеса, как их получить и какую сумму придётся потратить на их приобретение.
- Определить формат взаимодействия с клиентами. Например, это может быть онлайн или офлайн магазин.
- Найти поставщиков материалов и заключить с ним контракты. Любой бизнес должен стремиться к тому, чтобы иметь как можно больше оборотных средств и не допустить возникновения кассовых разрывов.
- Оценить предложения конкурентов, их ценовую политику, наличие дополнительных услуг. Выделить собственные преимущества перед другими компаниями, работающими в том же сегменте.
- Оценить соотношение доходов и расходов. Когда предприниматель проведёт оценку, придерживаясь указанного выше плана, он сможет подсчитать доходы и расходы компании. Конечно, при уровне расходов, превышающей доходы, начинать бизнес не имеет смысла.
Составляем маркетинговый план
Выше мы затронули эту тему. Любой новый продукт нуждается в рекламе. Клиенты охотнее приобретут товар марки, имеющей позитивный имидж на рынке, чем неизвестный ранее.
Маркетинговый план – одна из составляющих достижения бизнес-целей. Это инструмент, помогающий в приумножении доходов компании.
С другой стороны, его составление требует немалого количества ресурсов: временных, трудовых, финансовых. Крупные компании могут себе позволить заказать составление эффективного маркетингового плана в агентствах, специализирующихся на оказании подобного рода услуг. В условиях же ограниченного бюджета вряд ли можно рассчитывать на то, что этот план станет полезным. Скорее всего, он будет носить лишь формальный характер.
Заказчик разработки маркетингового плана, то есть собственник бизнеса, должен чётко сформулировать цель проведения маркетинговых мероприятий. Например, увеличить к определённому месяцу посещаемость магазина на 15%, либо увеличить среднюю сумму чека на 10%.
Составлению маркетингового плана предшествует большая работа по анализу рынка сбыта, потребителей, продукта, конкурентов.
На основании полученных данных разрабатывается план мероприятий, который поможет в достижении целей. Среди них может быть улучшение качества обслуживания, предоставление сервисных услуг, круглосуточная доставка, повышение эффективности каждого этапа воронки продаж.
Маркетинговый план нужно не только разработать, но и внедрить его. Периодически с планом нужно свериться, чтобы не допустить существенных отклонений.
Прогнозируем инвестиции
Инвестиционный прогноз – одна из важнейших частей разработки стратегии. Грамотно выстроенный план позволит как можно дольше просуществовать бизнесу и оставаться прибыльным.
Чаще всего прогноз инвестиций требуется не компаниям-новичкам, а сумевшим зарекомендовать себя на рынке и готовым к дальнейшему развитию.
Не обойтись без составления инвестиционного плана и в случае запуска на рынке совершенно нового продукта, аналога которому не существует.
Инвестиционный план не имеет стандартизированной формы. Простыми словами, его можно оформить как угодно, но он должен быть понятен любому заинтересованным лицу.
Чаще всего план состоит из следующих подразделов:
- Оценки состояния отрасли.
- Краткого изложения целей, задач и перспектив бизнеса.
- Производственного плана.
- Плана сбыта продукции.
- Структуры управления для реализации целей планирования.
- Финансового плана реализации проекта.
- Определения экономической обоснованности затрат.
Пункт 6 – это самая объёмная часть, в которой должны быть учтены прогнозируемые объёмы продаж, издержки, определена точка безубыточности и указаны источники финансирования.
Составляем план продаж
План продаж – это конкретные действия, которые помогут получить необходимую прибыль за установленный период времени.
План продаж в своей основе имеет анализ и точные расчёты. Существует несколько различных методик его составления. Выбор зависит от необходимого уровня детализации, а также количества материальных, временных и иных ресурсов для его разработки.
Общие планы продаж следует конкретизировать, определив цифры для конкретного продукта, филиала, а также составив планы для каждого продавца и менеджера.
Бизнес не может расти без составления и внедрения плана продаж. Если происходят эпизодические моменты получения высокой прибыли, то они носят лишь случайный характер.
Крупные компании успешно пользуются этим инструментом, но среди фирм, относящихся к малому бизнесу, план продаж составляют менее 20%. И совершенно напрасно. Его отсутствие – один из факторов, препятствующих развитию бизнеса.
В плане продаж определяют минимальный уровень реализации продукции, который обеспечит выживаемость бизнеса, и максимальный, расчёт его производят на основании имеющихся мощностей и ресурсов.
Сверка с планом текущей ситуации поможет оперативно принимать меры для устранения отклонений от него.
Планы продаж подразделяют по периодам времени, на которые их составляют:
- долгосрочные;
- среднесрочные;
- оперативные.
План составляют на основе данных прошлых периодов и коэффициента роста.
Важным требованием при составлении плана продаж является его выполнимость. Заведомо завышенные показатели лишь демотивируют продавцов и менеджеров.
Составляем прогноз операционных расходов
Контроль операционных расходов важен по причине того, что они составляют большую часть затрат.
Отсутствие контроля приводит к потере компанией части своей прибыли. Важно не упустить момент, когда деятельность перестаёт быть рентабельной.
Расчёт следующих показателей помогает определить влияние операционных расходов на прибыль компании:
- Маржинальной прибыли
- Валовой прибыли
- Операционной прибыли
- Чистой прибыли
Задача компании минимизировать операционные расходы, состоящие из ежедневных трат для обеспечения функционирования бизнеса, затрат на производство продукции и её сбыт.
Финансовый план
В нем фиксируют цели, которые компания должна достигнуть и способы, как можно это сделать. Задача финансового планирования не проанализировать уже затраченные ресурсы, а спрогнозировать траты на будущее.
Планы составляют на долгосрочную перспективу и среднесрочную. Компании, ограниченные в ресурсах, могут составлять и еженедельные планы, которые позволят оперативно принимать меры для устранения возникающих проблем.
Можно проработать несколько сценариев: оптимистичный, наиболее реальный и пессимистичный. Значительные отклонения можно выявить при периодическом сравнении плановых показателей с реальными цифрами.
Для составления прогноза развития бизнеса в целом достаточно составить 6 анализов, перечисленных выше. Планирование позволит не полагаться на волю случая, а держать руку на пульсе и в нужный момент реагировать на увеличение расходов, либо снижение спроса.
Прослеживается чёткая взаимосвязь между показателями, о которых шла речь выше, и стратегическими целями компании. Если компания находится на этапе развития и не обладает достаточными ресурсами, провести анализ несложно, используя возможности программы Excel.