Бесплатный аудит сайта
Персонализированная выдача

Персонализированная выдача

Самой важной задачей поисковых систем является показ пользователю списка сайтов, которые будут наиболее полно отвечать на его вопрос. Однако, вводя один и тот же текст в строке поиска, разные люди могут искать ответы на разные вопросы. Например, вводя слово Nirvana, кто-то ищет альбом одноименной рок-группы, а кто-то хочет узнать, что означает это понятие в буддизме. Чтобы отвечать запросам пользователей и существует персонализированная выдача Яндекса и Гугла.

Что такое персонализированная выдача

Что такое персонализированная выдача

Персонализированная выдача – это технология, которая, для поиска наиболее соответствующих запросу сайтов, использует информацию об истории запросов, поведенческих факторов и другую, накопленную поисковой системой о конкретном пользователе.

Поисковые системы собирают и анализируют информацию о поисковом поведении, например, историю поисковых запросов, переходов на сайты и время пребывания на них, а также язык, на котором он общается с поисковиком. И на основе анализа этих данных он решает, как построить поисковую выдачу. Таким образом, благодаря специальной формуле ранжирования, система подстраивается под интересы пользователя.

Поисковые системы подстраиваются как под долгосрочные, так и под краткосрочные интересы человека. Например, кто-то может постоянно интересоваться фильмами, а потом начать искать информацию о компьютерах, и через некоторое время забыть о них. Чтобы учитывать все предпочтения, поисковики анализируют данные за разные промежутки времени. Например, Яндекс учитывает поведенческую информацию за два месяца и неделю, а для учета сиюминутных интересов обрабатывает данные в режиме реального времени.

Обычно персонализация поиска касается всех, кто что-то ищет в интернет, и чем больше поисковых запросов он введет, тем более точным будет ответ системы.

Персонализированные поисковые подсказки

Персонализированные поисковые подсказки

Одной из составляющих поиска являются персонализированные подсказки. Для их формирования поисковики используют запросы, которые раньше вводились людьми с похожими интересами и поисковым поведением. Всех пользователей делят на категории, например, компания Яндекс выделяет примерно 400 000 таких групп. При этом люди со временем могут менять свои интересы и переходить из одной группы в другую.

Согласно исследованиям, четвертую часть своих запросов пользователи задают повторно, и переходят по тем же ссылкам, что и раньше. Такое поведение учитывается поисковыми системами. Например, если вчера человек вводил запрос «обои для спальни», то на следующий день поисковик подскажет ему этот запрос.

Кроме этого подсказки зависят от предыдущего запроса. Если перед этим был введен запрос «Назад в будущее», то следующий на букву «К» может быть «Кристофер Ллойд».

Особенности персонализированного поиска в Google

Поиск в Google

Первые попытки использовать личную информацию пользователя были предприняты компанией Google в 2008 году. Сейчас в этих алгоритмах используется порядка 200 параметров. Главные из них это: географическое расположение пользователя, его история поиска, устройство с которого был введен запрос и социальные факторы.

Если у человека, вводящего запрос, был аккаунт в социальной сети Google+, то часть информации поисковая система берет оттуда. Например, при выдаче может помочь информация о поле, возрасте, друзьях, интересах и другая. Кроме этого Google берет информацию из своих сервисов, например, из Youtube, Gmail, Google Maps.

Особенности персонализированного поиска в Яндекс

Поиск в Яндекс

Первый алгоритм, который использовал персональные данные для формирования выдачи, назывался «Рейкьявик». Появился он в августе 2011 года и учитывал языковые предпочтения пользователя. После этого персонализация поиска улучшалась в алгоритмах: «Калининград», «Дублин», «Королев» и всех последующих.

Как и для алгоритмов компании Google, для Яндекс важна информация о местоположении пользователя, истории поиска. Но кроме этого важную роль поведение пользователя и то, какие страницы он добавил в закладки.

Что влияет на персонализированную выдачу

Существует множество факторов, которые влияют на персонализацию при формировании результатов по запросу пользователя. У каждой операционной системы существуют свои приоритеты, и фактор важный для Яндекс, может иметь меньшую важность в поисковой системе Google и наоборот. И поэтому, при вводе одного и того же запроса в разных поисковиках, мы получаем разные ответы. Разберем основные персонализированные факторы, влияющие на поисковую выдачу.

Языки пользователя

Поисковые системы формируют выдачу в зависимости от языка ввода запроса, языковых версий сайтов, посещенных пользователем, языка браузера. Кроме этого Google обращает внимание на то, какой язык установлен в настройках Gmail аккаунта. Если вы гражданин Российской федерации, но временно работаете во Франции, поисковые системы это учтут и на запросы будут выдавать сайты как на Русском, так и на Французском языках.

Геолокация

Поисковая выдача для людей, находящихся в разных регионах, будет отличаться друг от друга. Насколько велики будут отличия, зависит от самого запроса. Так если человек хочет отремонтировать, например, стиральную машину, и ищет, где ближе всего к его дому находится сервисный центр по их ремонту, то результаты поиска будут отличаться даже для разных районов одного города.

При этом поисковые системы точно определяют ваше расположение, даже если вы не вводите его в самом запросе. Для этого они используют IP-адрес, информацию о провайдере, прошлые геозависимые запросы (такие как «купить в») и другие данные о вас, полученные ранее.

История поисковых запросов и посещений сайтов

Важным фактором, влияющим на результаты поиска, является история запросов, которые вводил пользователь раньше. Именно на основе предыдущих запросов можно понять интересы и предпочтения пользователя. Что мы искали, и какие сайты посетили, запоминают поисковые системы и учитываю при формировании выдачи. Поэтому сайты, которые пользователь посещал ранее, будут ранжироваться выше, при формировании поисковой выдачи.

Также учитываются и ранее введенные запросы. Например, если человек вводит много запросов о хоккее, то на запрос «Динамо Москва» поисковые системы на верху выдачи разместят сайты с информацией о хоккейном клубе «Динамо» Москва, а ниже будут размещены данные об одноименном футбольном клубе.

Социальные связи

Поисковые системы для сбора информации о пользователе используют также и другие источники. Сейчас Google и Яндекс перестали быть только поисковиками, они развивают собственные сервисы, например, почтовые, карты и другие. Информацию, получаемую из них, она использует при формировании запросов. Например, компания Google активно использовала информацию из своей социальной сети Google+, Google Chrome или просто аккаунта на Гугле. Из них она узнает интересы пользователя, профессию, пол, возраст и другую.

Как проверить поисковую выдачу без персонализации

Иногда у владельцев сайтов возникает необходимость проверить, на каком месте в выдаче находится их ресурс. Они часто посещают свой сайт, и поисковики поднимают его выше в поисковой выдаче и в результате в их персональной выдаче они видят свой ресурс на 3 месте, хотя клиенты могут не видеть его даже в первой тридцатке. Также отключить персонализации при поиске могут захотеть люди, которые не желают, по каким-либо причинам, чтобы информацию о них собирали поисковики.

Режим «Инкогнито»

Простым способом скрыть свою личную информацию – это перейти в режим «Инкогнито». Данный режим есть у всех популярных браузеров, чтобы включить его в «Google Chrome» или «Opera» требуется ввести одновременно нажать три клавиши Ctrl, Shift и N, а в «Mozilla Firefox» Ctrl, Shift и Р.

В этом режиме в браузере не сохраняется история посещений, cookie и данные, которые вводятся в формах. Но информация о действиях пользователя передается на сайты, которые он посещает, а также сохраняется у поставщика интернет услуг. Поэтому, поисковики видят информацию о вашем географическом расположении и языке браузера, что сказывается на выдаче.

Настройка поиска без учета личных данных

Можно отключить персонализацию поиска в настройках поискового сервиса.

Для этого в Яндексе заходим на страницу настройка поиска https://yandex.ru/search/customize и снимаем отметки со всех пунктов, которые могут повлиять на ранжирование выдачи. Также на этой странице есть кнопка, с помощью которой можно очистить результаты поиска.

В Google нужно сначала зайти в свой аккаунт, потом перейти на страницу «Настройки поиска», и по ссылке внизу перейти в окно «Персональные результаты». Здесь нужно перевести выключатель в положение выключено.

Очистка истории просмотров, кэша и cookie

Чтобы уменьшить влияние персональных данных пользователя на выдачу очистить историю поиска, кэш и cookie. В каждом браузере это делается по-своему.

В Google Chrome для этого нужно:

  • войдите в меню браузера, используя для этого значок, который находится в правом верхнем углу Google Chrome;
  • выберите строку «Дополнительные инструменты» и найдите «Удаление данных о просмотренных страницах …»;
  • после этого выберите временной диапазон, за которые нужно удалить данные (можно выбрать «Все время»);
  • отметьте что требуется удалить, это может быть история браузера, cookie или файлы, хранящиеся в кеше. Можно также перейти на вкладку дополнительно и отметить нужные пункты;
  • нажмите «Удалить данные».

В браузере Mozilla Firefox, чтобы удалить cookie и кеш, нужно:

  • зайти в главное меню браузера;
  • открыть подменю «Приватность и защита»;
  • найти раздел «Куки и данные сайтов» и кликнуть по кнопке «Удалить данные»;
  • в следующем окне можно выбрать, что нужно удалить куки или кеш и кликнуть по кнопке «Удалить».

В браузере «Opera» это делается так:

  • чтобы зайти в основное меню браузера щелкаем по букве «О», находящейся в верхнем левом углу браузера;
  • заходим в подменю «История» и выбираем строку «Очистить историю посещений»;
  • выбираем временной диапазон;
  • отмечаем что требуется удалить, если нужно переходим на вкладку «Дополнительно» и отмечаем там все что нужно;
  • жмем кнопку «Удалить данные».

Чтобы не пришлось каждый раз удалять эти данные можно использовать для проверки позиций своего сайта отдельный браузер.

Настройка поиска для другого региона

В поисковике Яндекс существует возможность вручную задать регион, откуда ведется поиск.

В поисковике Яндекс есть два варианта как это сделать:

  1. Вводим запрос и жмем «Найти». Когда появятся результаты поиска рядом с кнопкой «Найти» будет значок меню настроек, кликнув по которому можно будет выбрать свое географическое положение для поиска.
  2. Заходим на страницу Яндекса «Уточнить местоположения» https://yandex.ru/tune/geo/, вводим требуемый город и снимаем галочку со строки «Определять город автоматически», после чего жмем «Сохранить».

В поисковой системе компании Google нельзя изменить свое местоположение, можно только внизу страницы с результатами выдачи посмотреть регион, для которого был произведен поиск.

Браузер Tor

Самый надежный способ скрыть свои персональные данные при выходе в интернет – это использовать браузер Tor. Таким образом, данный браузер полностью предотвращает влияние личной информации на результаты выдачи.

Вывод

Персонализация запросов позволяет сэкономить время пользователей. По исследованиям, проведенным компанией Яндекс, благодаря этому экономится 14% времени, используемого для поиска информации. При этом алгоритмы, используемые для формирования поисковой выдачи, усложняются. Хотя главные факторы ранжирования сохраняются, но к ним добавляются еще дополнительные обстоятельства, зависящие от пользователей.

Поделитесь
Расскажи своим друзьям в социальных сетях
Бесплатный аудит сайта
Бесплатный аудит сайта
Бесплатный аудит сайта
Услуги
Закрыть
О нас
Закрыть