Как выбрать брендинговое агентство
Обращаясь в брендинговое агентство, бизнесмен доверяет будущее своей компании посторонним людям. Обычно его цель – это увеличение продаж, укрепление позиций бренда на рынке или работа над репутацией. Чтобы достичь ее, предприниматель должен ответственно подойти к поиску и учесть основные критерии выбора брендингового агентства.
Кому нужны услуги брендингового агентства

Брендинг – это комплекс мер и набор знаков, с помощью которых компания становится узнаваемой в глазах потребителей. Это повышает привлекательность товаров, позволяет повысить их стоимость. Без брендбука предприниматель не контролирует ситуацию, аудитория сама оценивает бренд и приходит к неожиданным выводам, которые могут навредить бизнесу. Брендинговые составляющие, необходимые каждой компании:
- слоган;
- логотип;
- звучное название;
- кратко сформулированная миссия, философия;
- запоминающаяся цветовая грамма, графические элементы.
Чтобы подобрать их, необходимо провести глубокое исследование рынка и ЦА, сделать правильные выводы. Только после длительного подготовительного этапа можно приступать к брендинговому проекту. Он строится на основании проведенного анализа. Создание концепции бренда – сложная и ответственная работа, которую лучше доверить профессионалам.
Брендированием занимаются брендинговые агентства. Они выполняют заказы под ключ: от изучения продукта до построения архитектуры бренда.
Критерии выбора брендингового агентства
Важнейшие критерии выбора агентства – это наличие разнопланового портфолио, хорошей репутации и приятных в общении работников-профессионалов. Однако важно понимать, что несоответствие агентства одному из требований не всегда свидетельствует о его некомпетентности. Например, если команда не выступает на брендинговых конференциях, это не значит, что ей нечего рассказать. Возможно, на данном этапе развития компании сотрудники преследуют другие цели.
Портфолио
Брендинговое порфолио – это не просто каталог красивых изображений. Оно должно быть информативным: содержать информацию о методике, стратегии, свидетельствовать о погружении в проект. Изучив его, можно сделать выводы:
- О качестве работы. Стоит сравнить результат и поставленную задачу. Проверить, насколько проекты отличаются друг от друга. Возможно, агентство действует по шаблону и не учитывает особенности продукта, рынка, ЦА.
- Наличии «живых» кейсов. Проекты, которые готовились для конкурсов, выглядят эффектно, но почти никогда не встречаются в реальной жизни. Желательно, чтобы логотипы и слоганы, разработанные агентством, использовались реальными успешными организациями.
- Специализации агентства. Допустим, команда зарекомендовала себя как успешный разработчик товарных брендов. Если клиент сделает первый заказ на сервисный брендинг, агентство может как отказаться, так и выполнить его на высшем уровне, так как для него это возможность пополнить портфолио и привлечь заказчиков из новой ниши.
Помимо этого, кейсы должны быть эстетичными и стильными. Предпочтительна эмоциональная форма подачи материала.
Достоверность информации
Многие брендинговые агентства обещают, что их услуги позволят увеличить продажи в 10 раз и выбиться в лидеры рынка. На самом деле брендбук – не панацея от всех проблем. Чтобы достичь успеха, бизнесмен должен не только обратиться в агентство, но и поработать над сервисом, качеством товара, приложением, внутренними бизнес-процессами и продвижением. Достойные доверия брендинговые агентства сразу сообщают, что успех от реализации проекта напрямую связан с общей маркетинговой стратегией компании.
Помимо этого, стоит сравнить сроки и цены со среднерыночными. Разработка проекта начинается с длительной подготовки и анализа, поэтому услуги брендингового агентства предполагают существенные временные и финансовые затраты. Экономия нежелательна, так как от качества брендбука зависит репутация компании. К тому же, качественный бренд быстро окупается и начинает приносить прибыль. Если агентство предлагает быстрые и бюджетные брендинговые услуги, значит, оно работает по шаблону, не учитывает специфику бизнеса и может негативно сказаться на имидже.
Репутация агентства
Чтобы оценить успешность компании, клиенты обычно обращаются к отзывам. В случае с брендинговым агентством такой подход не принесет нужного результата: клиенты – юридические лица, которые редко делятся впечатлениями в интернете. Признаки, по которым можно судить о репутации агентства:
- Выступления на конференциях. На подобных мероприятиях компании делятся опытом, рассказывают о своих достижениях. Гости могут выбрать наиболее компетентную на их взгляд команду, сравнивая их между собой и учитывая комментарии экспертов.
- Публикации в СМИ. Часто агентства дают интервью, показывая, что они открыты к диалогу с коллегами и потребителями, работают над репутацией, узнаваемостью бренда.
- Сайт. Веб-страница – это визитная карточка любой компании. Важно изучить не только наполнение, но и оформление сайта. Успешное агентство не будет скупиться на разработке. Признаки качественного сайта – удобная навигация, формы связи, емкие информативные тексты, приятный дизайн, оптимальное использование графических элементов.
- Соцсети или блоги. Большинство агентств активно делятся информацией в соцсетях: рассказывают о сотрудниках, проектах, ценностях, технологиях, делятся советами. Ближе узнав команду, клиент поймет, готов ли начать сотрудничество.
Еще один положительный знак – это участие брендингового агентства в профессиональных сообществах. Оно указывает на то, что фирма достаточно авторитетна, заинтересована в повышении квалификации и постоянно повышает квалификацию.
Награды и позиция в рейтингах
Рейтинги формируются на основе результатов профессиональных конкурсов и фестивалей. Конкурсанты выплачивают существенные взносы, поэтому сам факт выступления на фестивалях говорит о том, что руководитель вкладывается в продвижение. Уместно посетить конкурс, чтобы лично познакомиться с качеством проекта и его презентацией. Награды также имеют значение, потому что их выдает экспертное жюри.
Не все рейтинги одинаково достоверны. Стоит учитывать только мнение престижных ассоциаций, печатных изданий и аналитических агентств.
Общение с представителями агентства
Первое, на что стоит обратить внимание, это скорость ответа. В крупных компаниях за общение с клиентами отвечает оператор или менеджер по продажам. Если ответ не приходит спустя несколько часов или дней, это может значить, что:
- это небольшое или недавно открывшееся агентство, в котором на сообщения приходится отвечать директору или руководителю проекта;
- бизнес-процессы выстроены неграмотно, в офисе царит беспорядок;
- команда не заинтересована в предложении.
Если ответ все-таки приходит, к нему должно прилагаться коммерческое предложение (КП). Это документ, в котором указываются условия сотрудничества: сроки, цена, методы, примерное описание готовой работы. Хорошие брендинговые агентства предлагают полные, индивидуально разработанные КП. Документ обязательно читабельный, структурированный и понятный.
Следующий этап – это знакомство с командой и, если речь идет об офлайн агентстве, посещение офиса. Скорее всего, общение будет осуществляться через специалиста по продажам. В таком случае желательно попросить о встрече с исполнителями и убедиться, что они осознают важность возложенной на них задачи, готовы провести глубокое исследование и понимают философию компании заказчика.
На что обратить внимание при подписании договора
Опытные агентства имеют четкий алгоритм подписания договора. Желательно, чтобы сотрудники тщательно изучали компанию, обращались за уточнениями. Особенность брендинговых задач в том, что их невозможно решать без взаимодействия с клиентом. Большой плюс – это готовность специалистов к командировкам.
В договоре с агентством обязательно содержится график работ: заказчика оповещают, какая информация от него потребуется, когда пройдет ознакомление с промежуточными этапами, а когда состоится сдача работы. Описание этапов должно быть понятно даже непрофессионалу. Не менее важен порядок утверждения проекта:
- в какой форме будет представлена готовая работа;
- есть ли возможность для внесения правок;
- кому принадлежат авторские права на разработанные концепции;
- по каким критериям будет оцениваться качество выполнения работы;
- как ознакомиться с результатами: лично, по электронной почте.
Договор обязательно защищает права клиента. Нужно внимательно ознакомиться со всеми требованиями, чтобы избежать неприятных сюрпризов, например штрафа за досрочное завершение сотрудничества.
Брендинговые агентства занимаются созданием брендов, рекламой и продвижением, работой над стратегией и имиджем. От успешности выполнения проекта зависит будущее компании: ее узнаваемость, репутация, объем продаж. Поэтому бизнесмен должен ответственно подойти к выбору брендингового агентства, обратить внимание на его портфолио и профессиональную компетентность.