Как внедрить геймификацию в бизнес
Любое дело можно сделать интересным благодаря геймификации. Это прием, при котором какой-либо рабочий, учебный или повседневный процесс выполняется в игровой форме. Главная цель геймификации – повышение мотивации и производительности участников.
Что такое геймификация в бизнесе

Во время игры активизируется присущий каждому человеку дух соревнования, желание победить. Сотрудников или клиентов вовлекают в игровой процесс с помощью вознаграждения, бально-рейтинговой системы или определенных уровней, которые нужно преодолевать.
Опыт компаний, уже применивших геймификацию показывает, что метод повышает производительность сотрудников примерно на 50%. Результат обусловлен не только их вовлеченностью в процесс, но и положительной атмосферой в офисе. Во время выполнения сложных задач у менеджеров вместо гормона стресса вырабатывается гормон счастья.
Цели геймификации
Геймификация популяризовалась во всем мире после выступления Дж. МакГонигал на шоу «Ted Talks», где она рассказала о возможной пользе компьютерных игр в обычной жизни, и книги канадского бизнес-консультанта Г. Цихерманна о маркетинге, основанном на играх. Цели игр в бизнесе:
- формирование корпоративной культуры;
- рост вовлеченности работников;
- освоение новых навыков;
- получение удовольствия;
- развитие мышления.
С точки зрения психологии во время игры человек получает наслаждение, пребывает в состоянии эйфории и стремится получить вознаграждение. Сотрудники компании будут приходить на работу с радостью, что значительно увеличит их производительность.
Где применяется геймификация
Геймификация может применяться не только в бизнесе, но и практически во всех сферах жизни. Особенно эффективны игры в обучении: школьном, университетском, корпоративном. Часто игры связаны с использованием современных технологий. Например, детям можно привить любовь к чтению с помощью интерактивных историй на смартфоне или вовлечь в изучение географии с помощью «путешествий» по планете в VR-очках. Метод подходит для всех возрастов, но игры – это только часть обучения, они будут утомлять даже детей, если заменят весь учебный процесс.
Наиболее активно геймификация используется маркетологами. Игры позволяют привлечь новых клиентов и активизировать старых. Примеры:
- статусы;
- лотереи;
- конкурсы;
- карты лояльности;
- бонусные программы и т. д.
Повышающийся статус клиента мотивирует его пользоваться продукцией бренда на постоянной основе. В конкурсах и лотереях можно выиграть бесплатные или эксклюзивные товары. Особенно часто производители чипсов, сухариков и газированной воды прячут под упаковкой коды.
Встречаются и онлайн-конкурсы за репост. Соцсети – подходящее место для проведения игр, так как здесь люди делятся достижениями и соревнуются с друзьями. Этой возможностью активно пользуются создатели спорттоваров, в особенности фитнес-браслетов. Их клиенты ставят цель и достигают ее.
Принципы геймификации
Метод можно считать реализованным, только если задействованы обязательные принципы геймификации:
- Изменение статуса. «Персонаж» игры должен развиваться. Например, покупатель тратит заданную сумму и получает сначала «Бронзовую» карту, потом «Серебряную» и т. д.
- Награда. Она выдается после каждого пройденного уровня и соответствует его сложности. Для клиентов это бонусные рубли или скидки, для сотрудников – премия.
- Эффект неожиданности. Периодически игроки получают бонусы, о которых не подозревали. Приятные сюрпризы – это еще один действенный стимул.
- Положительный настрой. Работники заинтересованы в победе и испытывают радость от прохождения сложных уровней.
- Мотивация. Перед участником ставится четкая цель, но он получает промежуточные награды на пути к ее достижению.
Также геймификация может быть направлена на сплочение коллектива. Некоторые организации, в числе которых Сбербанк, ввели и индивидуальный, и командный рейтинг служащих.
Элементы геймификации
Любая игра включает несколько элементов. Например, в шашках это фигуры двух цветов, которые двигаются по определенным правилам, игровая доска, «дамки». То есть, элементами называют и объекты игры, и алгоритм, по которому она развивается. Элементы бизнес-игр:
- Бейджи. Награды, которые отражают степень активности игроков.
- Уровни. Это статусы работников, соответствующие вложенным в игру усилиям.
- Баллы. Материальное или виртуальное вознаграждение, соразмерное конкретным установленным действиям.
- Рейтинги. Сводные таблицы, где описываются успехи всех работников. На вершине рейтинга находится лидерборд – список лучших.
- Виртуальные товары и валюта. У игроков могут быть вымышленные деньги, которые они зарабатывают и тратят на некоторые нематериальные объекты.
Самый важный элемент – баллы. Они необходимы для создания статистики, выдачи вознаграждений. Также с их помощью начальник может оценивать прогресс каждого работника и степень выполнения задания.
Бейджи должны быть красиво оформлены для поддержания духа игры. Победители получают яркие значки, которые возвышают их над коллегами. Лидеры хотят и дальше испытывать приятное чувство превосходства, а остальные участники получают стимул работать лучше, чтобы свергнуть противников с пьедестала.
Рейтинги также поддерживают соревновательный момент, помогают руководителю назначать призы и штрафы. Система должна быть продуманной. Неграмотно составленный рейтинг демотивирует. Например, стажер не будет заинтересован в игре, если у него одно очко, а у остальных работников уже больше миллиона. Разрывы в баллах должны быть достижимыми.
Виды геймификации
Бизнес-игры подразделяются на два вида в зависимости от того, на кого они направлены: на сотрудников компании или ее клиентов.
Внутренняя
Геймификация служит средством мотивации и укрепления командного духа. Помимо этого, она эффективна для адаптации новичков. Новое рабочее место – это всегда стресс, особенно для молодых специалистов. Например, компания «TWiga» организует для новых сотрудников корпоративный театр. С его помощью стажеры знакомятся с коллегами, приобщаются к сложившимся порядкам.
Внешняя
Используется для привлечения клиентов, повышения доверия к бренду, роста прибыли. Игры удобно проводить в мобильном приложении. Часто этим пользуются мобильные операторы. Допустим, в 2022 году «Мегафон» запустил игру «Три в ряд». Абоненты проходят уровни и получают призы, среди них преобладают пробные подписки на различные услуги оператора.
Преимущества и недостатки геймификации
Геймификация делает любой рабочий или образовательный процесс более увлекательным. Полезно наличие сроков. Ее преимуществами можно назвать:
- универсальность метода, то есть возможность его применения в любой индустрии и на любой аудитории;
- наличие обратной связи и коммуникации между членами команды;
- формирование коллектива, стимуляция к качественной командной работе;
- легкость усвоения нового материала, обучения;
- повышение производительности труда;
- поднятие самооценки победителей;
- яркие эмоции участников;
- выявление лидеров.
Сторонники метода считают, что в будущем вся работа будет геймифицирована. Благодаря играм в офисе формируется положительная атмосфера, укрепляется корпоративный дух. Сотрудники начинают работать быстрее и усерднее, а клиенты не уходят от бренда, где по достижению нового статуса они получают индивидуальные призы.
Однако у метода есть противники. К минусам геймификации относят:
- нежелание отдельных сотрудников включаться в игровой процесс;
- необходимость дополнительного финансирования;
- свойство игр со временем надоедать или устаревать;
- доминирование игр над рабочими задачами;
- краткосрочный эффект.
Остальные возможные недостатки связаны с неправильным подходом к созданию игры. Не все разработчики учитывают особенности психики человека, из-за чего рейтинги становятся демотивирующими, а конкуренция приводит к ухудшению отношений между членами коллектива. Также распространенная ошибка – игра ради игры. Геймификация – лишь способ организации рабочего процесса. Простыми словами, служащие должны помнить об интересах компании и знать, какую пользу принесут их усилия.
Внедрение геймификации
Чтобы грамотно реализовать метод, стоит привлечь специалистов, которые уже имеют опыт проведения бизнес-игр и разбираются в психологии. Чтобы геймифицировать офис самостоятельно, нужно учесть правила:
- Опишите цель игры, обоснуйте необходимость ее внедрения.
- Укажите правила, которым должны следовать игроки, алгоритм их действий.
- Опишите игроков.
- Продумайте игровые циклы, уровни.
- Озаботьтесь развлекательным компонентом.
- Определись, как и в какой программе будет создаваться игра.
Ориентироваться на другие компании можно, но не стоит полностью копировать их действия. Каждый коллектив требует индивидуального подхода.
Примеры геймификации в бизнесе
К геймификации неоднократно прибегали различные российские и зарубежные компании. Наиболее креативным можно назвать опыт:
- В 2012 году спортивный бренд призвал покупателей следить, сколько калорий они сожгли, и делиться результатами с друзьями. Челлендж мотивировал людей на занятие спортом, а значит и на покупку спортивной одежды.
- Макдональдс. Еще в 1987-ом заведение предложило клиентам билеты за каждую покупку. Эти листочки обозначали место на игровом поле. Собрав все карточки одного цвета, покупатели получали приз. Идея актуальна до сих пор.
- Кола Кола. Неоднократно бренд устраивал игру с помощью ТВ и мобильного приложения. Когда по телевизору начиналась реклама Кока Колы, клиенты брали смартфон и трясли им, чтобы «поймать» призы.
- Magnum Magnum. Бренд выпустил игру в стиле Супер Марио. Игроки собирали виртуальные конфеты, которые могли обменять на настоящее мороженое.
Все примеры относятся к внешней геймификации. Внутренняя геймификация обычно представлена бально-рейтинговой системой, однако есть и компании, которые подошли к ней нестандартно.
В 2015 году команда Tele2 решила повысить уровень качества обслуживания. Сотрудников разделили на подгруппы, соответствующие каждому региону. Группы работали в приложении, где зарабатывали очки за победу над инопланетянами. Цель – отыскать проблемы до того, как о них сообщат клиенты. В бизнес-игре поучаствовало свыше 5 тыс. сотрудников Tele2. За этот период объем решаемости проблем достиг 90%.
Еще один креативный оператор – Yota. В тот же год компания провела для сотрудников онлайн-квест в стиле «Звездных войн». Работники должны были выполнить план продаж и параллельно пройти обучение, включающее видео-курсы, тесты, чек-листы. За Республику играли менеджеры из розничных точек, а за Империю – сотрудники планового отдела. Военный потенциал Республики увеличивался за счет каждой проданной сим-карты. Игра позволила увеличить уровень обслуживания на 87%.
Заключение
Геймификация в бизнесе – эффективное средство для вовлечения сотрудников или клиентов. Однако для планирования и проведения бизнес-игр лучше привлекать специалистов. Они помогут грамотно реализовать идеи, чтобы игра не привела к демотивации и ухудшению обстановки в коллективе. Также важно соблюдать баланс между игрой и работой. Опыт крупных компаний доказывает, что при грамотном подходе геймификация способна поднять производительность труда сотрудников на 20-80%.