Маркетинговая консультация
Как внедрить геймификацию в бизнес

Как внедрить геймификацию в бизнес

Любое дело можно сделать интересным благодаря геймификации. Это прием, при котором какой-либо рабочий, учебный или повседневный процесс выполняется в игровой форме. Главная цель геймификации – повышение мотивации и производительности участников.

Что такое геймификация в бизнесе

Геймификация в бизнесе

Во время игры активизируется присущий каждому человеку дух соревнования, желание победить. Сотрудников или клиентов вовлекают в игровой процесс с помощью вознаграждения, бально-рейтинговой системы или определенных уровней, которые нужно преодолевать.

Опыт компаний, уже применивших геймификацию показывает, что метод повышает производительность сотрудников примерно на 50%. Результат обусловлен не только их вовлеченностью в процесс, но и положительной атмосферой в офисе. Во время выполнения сложных задач у менеджеров вместо гормона стресса вырабатывается гормон счастья.

Цели геймификации

Геймификация популяризовалась во всем мире после выступления Дж. МакГонигал на шоу «Ted Talks», где она рассказала о возможной пользе компьютерных игр в обычной жизни, и книги канадского бизнес-консультанта Г. Цихерманна о маркетинге, основанном на играх. Цели игр в бизнесе:

  • формирование корпоративной культуры;
  • рост вовлеченности работников;
  • освоение новых навыков;
  • получение удовольствия;
  • развитие мышления.

С точки зрения психологии во время игры человек получает наслаждение, пребывает в состоянии эйфории и стремится получить вознаграждение. Сотрудники компании будут приходить на работу с радостью, что значительно увеличит их производительность.

Где применяется геймификация

Геймификация может применяться не только в бизнесе, но и практически во всех сферах жизни. Особенно эффективны игры в обучении: школьном, университетском, корпоративном. Часто игры связаны с использованием современных технологий. Например, детям можно привить любовь к чтению с помощью интерактивных историй на смартфоне или вовлечь в изучение географии с помощью «путешествий» по планете в VR-очках. Метод подходит для всех возрастов, но игры – это только часть обучения, они будут утомлять даже детей, если заменят весь учебный процесс.

Наиболее активно геймификация используется маркетологами. Игры позволяют привлечь новых клиентов и активизировать старых. Примеры:

  • статусы;
  • лотереи;
  • конкурсы;
  • карты лояльности;
  • бонусные программы и т. д.

Повышающийся статус клиента мотивирует его пользоваться продукцией бренда на постоянной основе. В конкурсах и лотереях можно выиграть бесплатные или эксклюзивные товары. Особенно часто производители чипсов, сухариков и газированной воды прячут под упаковкой коды.

Встречаются и онлайн-конкурсы за репост. Соцсети – подходящее место для проведения игр, так как здесь люди делятся достижениями и соревнуются с друзьями. Этой возможностью активно пользуются создатели спорттоваров, в особенности фитнес-браслетов. Их клиенты ставят цель и достигают ее.

Принципы геймификации

Метод можно считать реализованным, только если задействованы обязательные принципы геймификации:

  1. Изменение статуса. «Персонаж» игры должен развиваться. Например, покупатель тратит заданную сумму и получает сначала «Бронзовую» карту, потом «Серебряную» и т. д.
  2. Награда. Она выдается после каждого пройденного уровня и соответствует его сложности. Для клиентов это бонусные рубли или скидки, для сотрудников – премия.
  3. Эффект неожиданности. Периодически игроки получают бонусы, о которых не подозревали. Приятные сюрпризы – это еще один действенный стимул.
  4. Положительный настрой. Работники заинтересованы в победе и испытывают радость от прохождения сложных уровней.
  5. Мотивация. Перед участником ставится четкая цель, но он получает промежуточные награды на пути к ее достижению.

Также геймификация может быть направлена на сплочение коллектива. Некоторые организации, в числе которых Сбербанк, ввели и индивидуальный, и командный рейтинг служащих.

Элементы геймификации

Любая игра включает несколько элементов. Например, в шашках это фигуры двух цветов, которые двигаются по определенным правилам, игровая доска, «дамки». То есть, элементами называют и объекты игры, и алгоритм, по которому она развивается. Элементы бизнес-игр:

  1. Бейджи. Награды, которые отражают степень активности игроков.
  2. Уровни. Это статусы работников, соответствующие вложенным в игру усилиям.
  3. Баллы. Материальное или виртуальное вознаграждение, соразмерное конкретным установленным действиям.
  4. Рейтинги. Сводные таблицы, где описываются успехи всех работников. На вершине рейтинга находится лидерборд – список лучших.
  5. Виртуальные товары и валюта. У игроков могут быть вымышленные деньги, которые они зарабатывают и тратят на некоторые нематериальные объекты.

Самый важный элемент – баллы. Они необходимы для создания статистики, выдачи вознаграждений. Также с их помощью начальник может оценивать прогресс каждого работника и степень выполнения задания.

Бейджи должны быть красиво оформлены для поддержания духа игры. Победители получают яркие значки, которые возвышают их над коллегами. Лидеры хотят и дальше испытывать приятное чувство превосходства, а остальные участники получают стимул работать лучше, чтобы свергнуть противников с пьедестала.

Рейтинги также поддерживают соревновательный момент, помогают руководителю назначать призы и штрафы. Система должна быть продуманной. Неграмотно составленный рейтинг демотивирует. Например, стажер не будет заинтересован в игре, если у него одно очко, а у остальных работников уже больше миллиона. Разрывы в баллах должны быть достижимыми.

Виды геймификации

Бизнес-игры подразделяются на два вида в зависимости от того, на кого они направлены: на сотрудников компании или ее клиентов.

Внутренняя

Геймификация служит средством мотивации и укрепления командного духа. Помимо этого, она эффективна для адаптации новичков. Новое рабочее место – это всегда стресс, особенно для молодых специалистов. Например, компания «TWiga» организует для новых сотрудников корпоративный театр. С его помощью стажеры знакомятся с коллегами, приобщаются к сложившимся порядкам.

Внешняя

Используется для привлечения клиентов, повышения доверия к бренду, роста прибыли. Игры удобно проводить в мобильном приложении. Часто этим пользуются мобильные операторы. Допустим, в 2022 году «Мегафон» запустил игру «Три в ряд». Абоненты проходят уровни и получают призы, среди них преобладают пробные подписки на различные услуги оператора.

Преимущества и недостатки геймификации

Геймификация делает любой рабочий или образовательный процесс более увлекательным. Полезно наличие сроков. Ее преимуществами можно назвать:

  • универсальность метода, то есть возможность его применения в любой индустрии и на любой аудитории;
  • наличие обратной связи и коммуникации между членами команды;
  • формирование коллектива, стимуляция к качественной командной работе;
  • легкость усвоения нового материала, обучения;
  • повышение производительности труда;
  • поднятие самооценки победителей;
  • яркие эмоции участников;
  • выявление лидеров.

Сторонники метода считают, что в будущем вся работа будет геймифицирована. Благодаря играм в офисе формируется положительная атмосфера, укрепляется корпоративный дух. Сотрудники начинают работать быстрее и усерднее, а клиенты не уходят от бренда, где по достижению нового статуса они получают индивидуальные призы.

Однако у метода есть противники. К минусам геймификации относят:

  • нежелание отдельных сотрудников включаться в игровой процесс;
  • необходимость дополнительного финансирования;
  • свойство игр со временем надоедать или устаревать;
  • доминирование игр над рабочими задачами;
  • краткосрочный эффект.

Остальные возможные недостатки связаны с неправильным подходом к созданию игры. Не все разработчики учитывают особенности психики человека, из-за чего рейтинги становятся демотивирующими, а конкуренция приводит к ухудшению отношений между членами коллектива. Также распространенная ошибка – игра ради игры. Геймификация – лишь способ организации рабочего процесса. Простыми словами, служащие должны помнить об интересах компании и знать, какую пользу принесут их усилия.

Внедрение геймификации

Чтобы грамотно реализовать метод, стоит привлечь специалистов, которые уже имеют опыт проведения бизнес-игр и разбираются в психологии. Чтобы геймифицировать офис самостоятельно, нужно учесть правила:

  1. Опишите цель игры, обоснуйте необходимость ее внедрения.
  2. Укажите правила, которым должны следовать игроки, алгоритм их действий.
  3. Опишите игроков.
  4. Продумайте игровые циклы, уровни.
  5. Озаботьтесь развлекательным компонентом.
  6. Определись, как и в какой программе будет создаваться игра.

Ориентироваться на другие компании можно, но не стоит полностью копировать их действия. Каждый коллектив требует индивидуального подхода.

Примеры геймификации в бизнесе

К геймификации неоднократно прибегали различные российские и зарубежные компании. Наиболее креативным можно назвать опыт:

  1. В 2012 году спортивный бренд призвал покупателей следить, сколько калорий они сожгли, и делиться результатами с друзьями. Челлендж мотивировал людей на занятие спортом, а значит и на покупку спортивной одежды.
  2. Макдональдс. Еще в 1987-ом заведение предложило клиентам билеты за каждую покупку. Эти листочки обозначали место на игровом поле. Собрав все карточки одного цвета, покупатели получали приз. Идея актуальна до сих пор.
  3. Кола Кола. Неоднократно бренд устраивал игру с помощью ТВ и мобильного приложения. Когда по телевизору начиналась реклама Кока Колы, клиенты брали смартфон и трясли им, чтобы «поймать» призы.
  4. Magnum Magnum. Бренд выпустил игру в стиле Супер Марио. Игроки собирали виртуальные конфеты, которые могли обменять на настоящее мороженое.

Все примеры относятся к внешней геймификации. Внутренняя геймификация обычно представлена бально-рейтинговой системой, однако есть и компании, которые подошли к ней нестандартно.

В 2015 году команда Tele2 решила повысить уровень качества обслуживания. Сотрудников разделили на подгруппы, соответствующие каждому региону. Группы работали в приложении, где зарабатывали очки за победу над инопланетянами. Цель – отыскать проблемы до того, как о них сообщат клиенты. В бизнес-игре поучаствовало свыше 5 тыс. сотрудников Tele2. За этот период объем решаемости проблем достиг 90%.

Еще один креативный оператор – Yota. В тот же год компания провела для сотрудников онлайн-квест в стиле «Звездных войн». Работники должны были выполнить план продаж и параллельно пройти обучение, включающее видео-курсы, тесты, чек-листы. За Республику играли менеджеры из розничных точек, а за Империю – сотрудники планового отдела. Военный потенциал Республики увеличивался за счет каждой проданной сим-карты. Игра позволила увеличить уровень обслуживания на 87%.

Заключение

Геймификация в бизнесе – эффективное средство для вовлечения сотрудников или клиентов. Однако для планирования и проведения бизнес-игр лучше привлекать специалистов. Они помогут грамотно реализовать идеи, чтобы игра не привела к демотивации и ухудшению обстановки в коллективе. Также важно соблюдать баланс между игрой и работой. Опыт крупных компаний доказывает, что при грамотном подходе геймификация способна поднять производительность труда сотрудников на 20-80%.

Маркетинговая консультация
Маркетинговая консультация
Маркетинговая консультация
Услуги
Закрыть
О нас
Закрыть