Из чего состоит презентация
Говоря простыми словами, презентация – это информационный документ, состоящий из слайдов с текстом, рисунками, таблицами и, при желании, звуковым сопровождением. В таком виде информация воспринимается гораздо лучше, чем «сухой» доклад рассказчика, и поэтому презентации стали золотым стандартом выступлений на лекциях и семинарах. Но чтобы такой документ действительно стал полезным, его нужно правильно составить.
Структура презентации

Именно структура является основой любой презентации, потому что от нее будет зависеть логика всего выступления и, как следствие, достижение поставленных перед рассказчиком целей. Поэтому начинать работу необходимо не с наполнения и дизайна слайдов, а с того, чтобы определить ту последовательность, по которой будет происходить будущий доклад.
Причем для того чтобы составить структуру презентации, не нужен PowerPoint или другие программы, и даже в принципе компьютер. Ее вполне можно сделать с помощью блокнота и ручки, сидя на диване. Главное – это держать в голове цель выступления, а также то, что из него должна выяснить заинтересованная аудитория (которая обычно известна заранее).
Начало презентации
На этом этапе требуется сделать всего одну, но крайне важную вещь – сформулировать то, какая у презентации цель. Она должна быть максимально узкой и конкретной, потому что это даст зрителям четкое видение того, что последует за началом доклада, и что им нужно будет делать после его окончания. То есть, цель должна быть еще и сугубо практической.
Например, цель презентации не может звучать как «Рассказать о новых тарифных планах компании». Правильный вариант: «Убедить зрителей перейти на новый тарифный план». В первом случае присутствующие на презентации, конечно, выслушают, что им говорят, и им это даже, скорее всего, покажется интересным, но что им делать с такой информацией, они не поймут. Точнее, навряд ли об этом задумаются. Тогда как вторая цель является уже конкретным призывом к действию, и вся презентация станет строиться совершенно иначе.
После определения цели также потребуется определить, какие проблемы аудитории стоит решить, чтобы она была достигнута. Например, тариф изначально ориентирован на очень занятых людей, которых волнует не столько его стоимость, сколько удобство оплаты. И в таком случае упор презентации можно делать на возможности настроить автоплатеж. Или на возможности самостоятельно составить удобный набор функций при той же стоимости.
Когда клиенты видят, что им не просто рассказывают о преимуществах компании, а хотят сделать их жизнь более удобной, это тут же вызывает взрыв их интереса к происходящему на экране, и превращает их из просто зрителей в потенциальных покупателей. Получается, что после формулировки цели и понимания того, какие проблемы аудитории надо решать, презентация будет складываться почти сама собой. И избегать этих пунктов никак нельзя.
Популярная структура
Чаще всего выбирают так называемую «S-образную структуру» презентации, куда входит:
- Введение – знакомство со зрителями, краткая информация о компании или о самом докладчике, а также намеки на суть предстоящего выступления.
- Актуальность проблемы – уточнение того, почему те преимущества, которые есть у товара или услуги, действительно соответствуют интересам аудитории.
- Решение – основная часть презентации, которая, при этом, не должна получиться затянутой. В ней рассказываются все достоинства товара и услуги, которые дадут клиентам заметную пользу, а также объясняется выгода и отличия от конкурентов.
- Выводы – объяснение сути выступления (краткое резюме) и призывы к действию.
Данная структура является универсальной и может применяться практически везде. Хотя она не единственная, и всегда можно выбрать ее более узконаправленную разновидность.
Структуры для разных видов презентаций
Речь идет не об изменении порядка повествования – он остается неизменным, потому что является абсолютно логичным. Меняется структура самого слайда, и делается это, исходя их цели конкретного бизнеса, а также той аудитории, перед которой предстоит выступать.
Для компании
Цель такой презентации – заинтересовать потенциальных партнеров, инвесторов и просто клиентов, прорекламировать новые направления деятельности компании, новые продукты и т.д. Самое главное здесь – это показать себя с максимально выгодной стороны, при этом не скатившись в пустое расхваливание себя с одновременным оскорблением конкурентов.
Чтобы придерживаться «золотой середины», подойдет следующая структура презентации:
- Информация о компании – краткий рассказ о бренде и том, чем он занимается плюс цели и задачи, которые стоят перед бизнесом в настоящий момент. В этом блоке не должно быть больше 5 слайдов, и в целом на него должно уйти не больше 2 минут.
- Возможности и преимущества – причем исключительно в фактах. На этом этапе у клиента должно сложиться четкое понимание, какие его проблемы сможет решить продукт либо услуга, и почему для этого стоит выбрать именно данную компанию. Если презентация подразумевает инфографику, то ее нужно вставить именно здесь.
- Достижения и награды (при наличии) – перечисление брендов, с которыми удалось сотрудничать, демонстрация сертификатов, дипломов и кубков, подчеркивание тех лет, что компания успешно существует на рынке. Но растягивать этот этап нельзя – 2-3 слайдов будет более чем достаточно, иначе присутствующие потеряют интерес.
- Кейсы и портфолио – лучшие примеры выполненных работ или решенных задач, с короткими, но емкими комментариями. Идеальное количество – от 3 до 5 историй, желательно разноплановых, чтобы показать деятельность компании со всех сторон.
- Персонал – на этом этапе следует рассказать о штате предприятия, но не только то, какое количество человек трудится в компании, а в первую очередь о специалистах на ведущих должностях, особенностях их карьеры и даже, возможно, жизни. Дело в том, что потенциальные клиенты и партнеры понимают – им работать с людьми.
- Отзывы – но только реальные, потому что некоторые зрители могут их проверить, и обман сыграет точно не на пользу компании. Так что, если бизнес очень молодой, и никто из клиентов пока ничего не сказал, этот блок можно (и нужно) пропустить.
- Заключение – повторение основных мыслей из презентации, призывы к действию и информация о том, какими способами с компанией можно связаться. Однако слайд «Спасибо за внимание» нужно сразу отсюда убрать – он слишком «замылен», в нем нет никакой смысловой нагрузки и, к тому же, он словно обнуляет посыл доклада к действию. Создается ощущение, будто от аудитории требовалось только внимание, и рассказчик произносил некую художественную речь, а не целое бизнес-послание.
В качестве завершающего слайда в презентации для компании можно использовать слоган самого бренда или цитату – одного из ее руководителей или, к примеру, известного коуча.
Для продукта
Цель этого вида презентации – продать продукт, и поэтому она должна быть максимально эффектной и запоминающейся, с большим, чем в случае компании, количеством фактов и вообще конкретики. Такой доклад должен быть ориентирован на аудиторию, и показывать ей, что компания прекрасно понимает их боли и проблемы, а продукт готов все их решить.
Чтобы добиться поставленных задач, структура презентации для товара будет следующей:
- Информация о компании – этот пункт дублируется с докладом для компании, и для него также достаточно использовать не более 3 слайдов (включая титульный лист).
- Рассмотрение проблем аудитории – если выступающий сразу даст понять клиентам (потенциальным или уже существующим, но недостаточно лояльным), что знает об их трудностях, это сразу привлечет их внимание. Однако рассматривать надо лишь те проблемы, которые конкретный продукт действительно может решить, ведь это не просто сеанс экстрасенсорики, а один из главных этапов продаж. Но при этом не будет лишним упомянуть о причинах, приводящих к возникновению этих проблем, чтобы у аудитории не осталось сомнений в компетентности и спикера, и компании.
- Демонстрация возможностей продукта – то есть, его технические характеристики. Однако прочитать их на упаковке или странице может каждый, и поэтому нужно не просто перечислить функции и габариты, но и образно рассказать о том, что же это будет значить на практике. В качестве максимально простого примера можно взять сумки – их длина и ширина в сантиметрах создаст в голове клиента смутный образ, но если рассказать, что в эту модель поместится такой-то ноутбук, то она заиграет другими красками. И в случае сумки будет уместно показать кадр, где она надета – так потенциальный потребитель сразу поймет, подходит ли она к его нарядам и т.д.
- Преимущества – в данном разделе фотографиями использования продукта уже не обойтись, и требуются конкретные цифры, данные статистики, инфографика и т.д.
- Информация о стоимости – важно огласить эту информацию после достоинств, но до окончания самой презентации. Тогда аудитория поймет, за что именно платятся такие деньги, и у нее даже не возникнет внутреннего противоречия, если эта сумма слишком велика. В противном случае высокая цена в конце доклада может вызвать разочарование о зря потраченном времени, и заставит забыть презентацию в целом.
- Дополнительные преимущества – на этом этапе клиент еще остается под хорошим впечатлением от плюсов продукта и принимает заявленную компанией стоимость, поэтому нет ничего лучше, чем убедить его в необходимости покупки этого товара. В эту часть презентации можно добавлять отзывы других потребителей, сведения о бонусных программах для новых покупателей, об уже полученных наградах и т.д.
- Призыв к действию – предложение оформить заказ по специально сформированной для присутствующих ссылке, другие варианты покупки и контактная информация.
Если очень хочется, что в случае презентации для продукта слайд «Спасибо за внимание!» может быть уместным, но по возможности лучше использовать более оригинальные ходы.
Обязательные слайды
Какой бы авторской ни была презентация, есть слайды, без которых ни за что не обойтись:
- титульный лист – содержит яркий, запоминающийся заголовок, который занимает большую часть слайда и отражает основную идею всей презентации;
- оглавление – этот слайд является обязательным для докладов на 50-70 экранов, и в таком случае их стоит разбивать на несколько смысловых блоков, иначе аудитория может устать от презентации уже заранее;
- разделители – слайды с минимумом информации для деления смысловых блоков, которые обычно оформляются в одном стиле с титульным листом и содержат или только подзаголовок или подзаголовок с парой коротких предложений;
- резюме – слайд с итогами о компании или продукте, основными фактами о бренде и главными преимуществами товара;
- заключение – слайд, призванный побудить клиентов совершить целевое действие, на котором рекомендуется размещать интересную и цепляющую фразу, от которой будет зависеть формирование правильного впечатления у присутствующих.
Завершающему слайду презентации стоит уделять особое внимание, потому что он может убедить аудиторию в надежности компании или, наоборот, показать, что доклад на самом деле просто копирование типичных инфопродуктов, как в случае «Спасибо за внимание!». Также важно, чтобы все слайды в презентации были выполнены в едином стиле, с одним шрифтом и одинаково качественными изображениями. Можно ставить логотип компании на каждом или ограничиться им в начале и конце – главное, чтобы создался четкий образ.
Заключение
Хорошо сделанная презентация является залогом успеха любого продукта или проекта, и поэтому ее необходимо составлять по всем существующим правилам. Тем более что даже в рамках обязательной структуры можно проявить творческий подход к делу. Но только в тех случаях, когда это будет действительно уместно и не окажется непонятым аудиторией.