План-прогноз по увеличению продаж
Источники финансирования предприятий

Источники финансирования предприятий

Любое предприятие для осуществления нормального жизненного цикла нуждается в финансах. И если для бюджетной организации источником поступления средств является федеральный или региональный бюджет, то коммерческое предприятие вынуждено самостоятельно формировать такой фонд.

Сложность в том, что источником финансирования может стать как собственный, так и привлеченный капитал, например, кредит или инвестиционное вливание. Но задача компании – это грамотно сформировать структуру финансирования предприятия, обеспечив и ликвидность, и достаточность, и в то же время автономность капитала.

Что такое источники финансирования

Источники финансирования предприятий

Финансирование организации – это сложный комплексный и целенаправленный процесс, который обеспечивает предприятие достаточным объемом денежных и других видов ресурсов для осуществления им нормальной работы.

У любой организации должно быть достаточно средств, чтобы:

  • сформировать уставный капитал, необходимый уже для регистрации компании и выполнения им установленных на уровне законодательства нормативов;
  • закупить основные средства и предметы труда для производственного цикла и других видов деятельности предприятия;
  • приобрести сырье и материалы, другие активы для работы компании;
  • оплатить работу персонала и обеспечить ему социальные гарантии согласно Трудового Кодекса;
  • заплатить все налоги и отчисления в бюджет государства.

Невозможно начать бизнес без должного финансирования. Определенная сумма капитала должна быть на старте и это знает любой собственник компании.

Так вот, источники финансирования – это совокупность тех направлений и способов, посредством которых компания может обеспечить себе необходимый уровень денежных средств для осуществления нормальной работы фирмы. Простыми словами, источник финансирования – это то, что позволяет найти деньги для компании.

Виды источников финансирования предприятия

Наиболее популярная классификация источников финансирования в зависимости от того, кто выступает «инвестором» такого капитала:

  1. Само предприятие, тогда это является внутренним источником финансирования.
  2. Внешний субъект, тогда это является внешним источником финансирования.

Как правило, компания использует симбиоз таких способов получения денег, поскольку сложно постоянно использовать в оборотном цикле только собственные ресурсы. Например, если необходимо расширить бизнес или направить ресурсы на закупку дорогостоящей техники, то наиболее часто привлекают именно внешние ресурсы. Для ключевых же потребностей, таких как закупка сырья и материалов, выплата заработной платы, перечисление налогов и страховых взносов используются собственные ресурсы.

И далее более подробно о том, что может выступать внутренними и внешними источниками финансирования предприятия.

Финансирование из внутренних источников

Финансирование из внутренних источников предполагает, что такие денежные средства формируются в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. То есть компания осуществляет свою обычную деятельность и за счет ее получает дополнительные денежные активы для дальнейшего воспроизводства.

Что выступает внутренним источником финансирования:

  • Прибыль компании.
  • Амортизационные отчисления.
  • Дебиторская задолженность.
  • Сформированные запасы и резервы.

Прибыль компании – это основный источник внутреннего финансирования. Когда компания реализует на рынке товары или услуги, покрывает все понесенные на производство такого продукта издержки, то она получает валовую прибыль. Но данный критерий – не источник финансирования до тех пор, пока не будут уплачены все налоги и обязательные платежи, в частности, налог на прибыль.

Именно чистая прибыль компании – основной источник формирования. Как будет распределена прибыль, зависит от учетной политики и зафиксированного в ней алгоритма. Чистая прибыль направляется:

  • на выплату дивидендов акционерам;
  • на пополнение имеющихся на предприятии резервов – это резервы на выплату отпусков, резервы по сомнительной дебиторской задолженности, резервы для покрытия чрезвычайных убытков и т.п.;
  • на обновление основных средств и других нематериальных активов;
  • на развитие бизнеса, исследование рынка, проработку рекламной кампании и т.п.;
  • на выплату премий персоналу.

Амортизационные отчисления – это ежемесячные отчисления, которые компания компенсирует себе по факту потраченных на приобретение оборудования и других основных средств денег. Есть два противоположных подхода:

  • одни считают, что амортизацию стоит относить к источникам финансирования. Причина – компания данную величину износа включает в себестоимость продукции и ежемесячно на эту сумму уменьшает базу налогообложения.
  • другие полагают, что амортизацию не стоит учитывать в совокупном объеме источников финансирования, поскольку предприятия не получает по факту денежных ресурсов в чистом виде, а просто компенсирует себе потраченные на покупку техники средства.

Дебиторская задолженность фирмы – это совокупность ресурсов, которые она может получать от контрагентов и третьих лиц в качестве погашения существующих перед предприятием долгов. Другими словами, это деньги, которые компании должны другие субъекты:

  • деньги от покупателей за поставленную продукцию;
  • сырье и материалы, которые компания должна получить за счет перечисленных авансов;
  • долги сотрудников, которые получили внутренний займ и т.п.

Сформированные резервы и запасы – это та часть капитала компании, которая формируется за счет чистой нераспределенной прибыли. Есть фирмы, которые работают и без сформированных резервов. Но большая часть коммерческих компаний все-таки для покрытия непредвиденных расходов использует созданные фонды и резервы.

Внутреннее финансирование имеет свои преимущества и недостатки. Например, такой источник денег не требует от компании дополнительных расходов, в то же время, как оформление кредита и привлечение инвестиций, зачастую обходятся достаточно дорого. Компания полностью контролирует процесс и поступления, и использования средств.

Другой вопрос в том, что не каждое предприятие, особенно на начальном этапе работы или в кризисное время может полностью обеспечить финансово-хозяйственную деятельность из собственных резервов и прибыли. И это ключевой недостаток такого способа финансирования.

Финансирование из привлеченных средств

Внешние источники финансирования могут быть двух типов:

  • привлеченные денежные ресурсы;
  • заемные денежные средства.

И между такими источниками финансирования есть принципиальная разница.

Внешний источник финансирования, как правило, это инвестиционный капитал. Компания находит того, кто готов вложить деньги в развитие или в стабилизацию предприятия.

Но здесь стоит учитывать некоторые особенности:

  • не любая фирма сможет использовать такой способ, так как требуется соответствовать определенным критериям;
  • инвестор готов вкладывать деньги только в те направления, которые обеспечат ему быструю окупаемость и высокую доходность, в ином случае – такие действия не имеют смысла;
  • инвестор может в качестве обратного ответа захотеть значительную долю в капитале компании.

Поэтому инвестирование может стать хорошим инструментом финансирования для новых организаций, находящихся на старте. Например, сейчас активно развивается венчурное инвестирование в инновационные и привлекательные проекты. Но это никак не поможет предприятиям, находящихся на стадии банкротства.

Еще к привлеченным источникам финансирования можно отнести дотации, трансферты и другие поступления из бюджета государства, которые могут «вливаться» в бизнес при реализации определенных программ поддержки, развитии отдельных секторов экономики.

Финансирование из заемных средств

К заемным источникам финансирования относят, в первую очередь, кредит и лизинг. И именно такие варианты поиска денежных ресурсов для отечественных предприятий являются наиболее популярными.

Важно понять, кредит – это не только та форма получения денежных средств, о которой думает большинство людей. Кредит для предприятия может быть предоставлен как банком или финансовой компании, так и его контрагентом. Это может быть, как денежная, так и товарная форма финансирования.

Например:

  • компания приобретает для изготовления некой продукции большую партию сырья и материалов у одного поставщика, который готов получить оплату за такую поставку с фиксированным процентом после того, как фирма продаст изготовленную продукцию покупателю. Такой вариант - это товарная форма кредита.
  • компания оформляет в банке целевой кредит для приобретения оборудования, а также получает небольшой потребительский заем для покупки сырья, необходимого для производства. Это уже денежная форма кредита.

Конечно, такая форма финансирования имеет главное преимущество – это быстрое получение денег тогда, когда это необходимо. И, как правило, банки предоставляют не целевые займы, когда деньги могут быть потрачены на любые цели.

Но, с другой стороны, кредитная форма финансирования имеет и ряд недостатков:

  • дополнительные расходы в виде высокой процентной ставки;
  • для получения большой суммы необходим залог, соответствующий банковским требованиям (не все учреждения могут выполнить такое условие);
  • краткосрочный срок кредитования – не более 5-7 лет, что не всегда удобно и доступно для небольших предприятий;
  • заемщик в лице фирмы должен соответствовать большому числу требований, в частности, работать на рынке не менее 12 месяцев, иметь рентабельную деятельность, достаточный уровень платежеспособности и т.п.

По факту, в России есть множество кредитных программ, в том числе и при поддержке государства. Но не все предприятия реально могут воспользоваться такой формой поддержки.

Что касается лизинга, то сейчас он достаточно активно вошел в жизнь бизнеса. Механизм следующий: предприятие (лизингополучатель) берет как бы в аренду оборудование, технику, транспортное средство и т.п. с ежемесячной оплатой такой услуги, после чего получает возможность выкупить такой актив у лизингодателя.

Практика показывает, что сейчас легче и проще получить лизинг, нежели оформить не целевой и беззалоговый кредит. И плюс в том, что благодаря лизингу можно снизить базу налогообложения и уменьшить сам налог на прибыль, что тоже весьма выгодно для любых компаний.

Смешанное финансирование

Конечно, почти ни одно предприятие не использует единый источник финансирования. Им сложно покрыть свои расходы за счет только чистой прибыли, которой тем более недостаточно для реализации крупных проектов. Поэтому как в крупных, так и малых организациях используют разные варианты поиска ресурсов – и прибыль, и кредит, и лизинг. И все вместе это формирует смешанный формат финансирования, позволяющий адаптивно и эффективно управлять денежными потоками предприятия.

Заключение

Таким образом, финансирование компании – это комплексное направление работы административного персонала и собственников фирмы, которое заключается не только в нахождении нужного объема ресурсов для осуществления нормальной работы компании. Это также и обдуманное стратегическое решение, заключающееся в том, что нужно уметь комбинировать разные варианты финансирования, прогнозируя эффективность и риски от привлечения таких ресурсов.

План-прогноз по увеличению продаж
План-прогноз по увеличению продаж
План-прогноз по увеличению продаж
Услуги
Закрыть
О нас
Закрыть