Директивное ценообразование
- Определение и сущность директивного ценообразования
- Принадлежность ценообразования к экономическим системам
- Цели директивного установления цен
- Сфера применения директивного ценообразования
- Способы влияния на ценовую политику
- Контролирующие ценообразование органы
- Преимущества и недостатки директивного ценообразования
Характерное для плановой экономики директивное ценообразование отличается прямым или косвенным влиянием государства на ценовую политику хозяйствующих субъектов. Наряду со стабильностью цен и защитой от инфляционных процессов бюрократическое вмешательство приводит к перенасыщению рынка одними товарами и дефициту других. Неограниченная власть над экономическим сектором при неумелой реализации способствует полному «фиаско» вместо стабилизации финансового состояния, вызванного кризисными явлениями и действием обстоятельств непреодолимой силы.
Определение и сущность директивного ценообразования

В отличие от рыночной экономики, характеризующейся установлением цен на продукцию под «диктовку» рынка, директивное ценообразование – атрибут командной экономики. При этом цена не зависит от спроса потребителей и предложения продавцов, а «мягко» или «жестко» контролируется государством в виде закрепления верхнего, нижнего или обоих пределов одновременно. Производитель вынужден придерживаться цен, доведенных «сверху» в виде директивы, утвержденной законодательными актами, с учетом ограничений:
1. Верхней предельной «планки». Размер формируется путем сложения себестоимости продукции и торговой наценки для достижения определенного уровня рентабельности, оптимального для экономической обоснованности затрат и развития компании. Среди примеров в РФ контроль тарифов на товары:
- топливно-энергетического комплекса;
- жизненно важные лекарственные препараты.
2. Нижней предельной «планки». При формировании размера учитывается потребительская корзина, уровень инфляции и устанавливается своеобразный «порог выживаемости». К примерам можно отнести ежегодно пересматриваемые и утверждаемые экономические показатели, влияющие на себестоимость продукции и покупательную способность:
- минимальная заработная плата, ниже которой работодатели не вправе устанавливать вознаграждение за полностью выполненные месячные нормы труда;
- прожиточный минимум в разрезе демографических групп населения (пенсионеров, детей, трудоспособных лиц).
3. В виде «вилки» с фиксацией верхних и нижних параметров. При установлении директивы учитывается реальная себестоимость и кошелек рядовых граждан. Например, в железнодорожном транспорте контролируются:
- пассажирские перевозки, включая межрегиональное сообщение, на основании минимальных тарифов, ведущих к безубыточности;
- грузоперевозки ближнего и дальнего назначения, исходя из тарификации за использование вагонов и контейнеров.
Давая определение директивному ценообразованию простыми словами – это допустимый уровень вмешательства государства в национальное хозяйство или степень свободы субъектов предпринимательства определенной экономической области в процессе формирования отпускных цен.
Принадлежность ценообразования к экономическим системам
Абсолютной свободы в формировании цен не существует ни в одной экономической системе. Государство влияет на процесс ценообразования путем установления налогов и взносов, таможенных пошлин и сборов. Субъекты хозяйствования не могут не учитывать законодательные ограничения, поскольку функционируют в целях получения прибыли, закладываемой в отпускную цену каждой единицы продукции. Однако отличительная особенность рыночной системы – установление цены в результате соотношения потребительского спроса и конкурентоспособного предложения, которая может корректироваться при изменениях конъюнктуры рынка. Основополагающие факторы рыночной системы:
- доминирование частной собственности;
- свободная конкуренция в предпринимательстве;
- невмешательство государственного сектора в формирование цен;
- отсутствие ограничений на бизнес;
- паритет для всех участников рынка.
Пример с ярко выраженной рыночной системой – экономика США, где отказ от полного саморегулирования рынка произведен в 30-е годы прошлого столетия в период Великой депрессии. Цель вмешательства государства – принятие специальных нормативных актов для стабилизации финансового положения в стране, внесшего черты директивного ценообразования в рыночную экономику.
Командная экономика, отличающаяся формированием стоимости на стадии производства, присуща социалистическому режиму. Для плановой экономики характерны:
- преобладание государственной собственности;
- подконтрольность отпускных цен правительству;
- планирование объемов выпуска и сроков производства.
Основное отличие плановой экономики от рыночной – формирование цен без учета конъюнктуры рынка, когда стоимость подвластна корректировкам только при выходе новой правительственной директивы. При директивном ценообразовании можно говорить об относительной свободе в формировании стоимостного критерия.
Например, увеличение окладов в СССР не могло проводиться без повышения производственных показателей. Предметом пристального исследования служило соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда, при этом зарплата не могла увеличиваться с опережением выработки. После распада союза и перехода к рыночной экономике значимый экономический показатель стал вовсе «непоказательным». Если предприятие может повышать зарплату персоналу, обеспечивая платежи в бюджет, включая налог на прибыль, то государство не препятствует процессу.
Цели директивного установления цен
Зачастую контроль ценовой политики государством диктуется необходимостью защиты от монопольного режима, позволяющего компаниям-монополистам использовать доминирующее положение. Цели установления:
1. Верхнего порога цен:
- запрет на необоснованное обогащение монополистов;
- предотвращение роста цен вследствие инфляционных процессов;
- гарантия доступности населению товаров первой необходимости;
- создание равных условий субъектам предпринимательства для добросовестной конкуренции.
2. Нижнего предельного ограничителя:
- поддержка неприбыльным и низкорентабельным экономическим отраслям;
- снижение товарооборота отдельных видов алкогольной и табачной продукции согласно социальной политике;
- борьба с демпингом, применяемым отдельными хозяйствующими субъектами для завоевания сектора сбыта и устранения конкурентов.
Государственное вмешательство особенно значимо в периоды экономического кризиса или воздействия форс-мажорных обстоятельств. Например, во время пандемии коронавируса поддержка в виде налоговых льгот, адресной помощи и кредитных каникул была предоставлена малому и среднему бизнесу наиболее пострадавших секторов экономики.
Сфера применения директивного ценообразования
Установление ограничителей на государственном уровне требуется в отношении социально значимых товаров и услуг. В их числе:
- определенные виды продовольствия;
- товары медицинского ассортимента;
- транспортные услуги;
- услуги ЖКХ для населения;
- энергоносители;
- услуги связи и доставки.
Задача государства – выявить продукцию, подверженную необоснованному завышению или занижению цен и своевременно принять меры путем введения ограничителей.
Способы влияния на ценовую политику
Директивная стратегия имеет «рычаги воздействия» на формирование цен, характеризующиеся двумя способами контроля и их проявлениями:
1. Прямым – введением ограничителей на ряд значимых экономических показателей, в частности, установлением:
- жестко закрепленной фиксированной стоимости;
- лимитированных размеров торговых наценок;
- «вилки» с верхним и нижним стоимостным критерием;
- предельных коэффициентов разового ценового «скачка»;
- гарантированных цен на период стабилизации, невзирая на реальную рыночную стоимость.
2. Косвенным – путем ввода, снижения ставки или отмены определенных налогов и сборов, а именно:
- ввозных таможенных пошлин и сборов при импорте;
- бюджетных ассигнований, компенсационных выплат и дотаций;
- кредитных и налоговых каникул;
- льготных ставок в разрезе экономических отраслей и систем налогообложения.
Косвенные методы не ограничивают процесс ценообразования путем введения запретов, однако делают производство нерентабельным или убыточным при установлении низких цен и неконкурентоспособным при установлении запредельного уровня.
Контролирующие ценообразование органы
Помимо установления ограничений на цены субъектов предпринимательства государственным структурам делегированы полномочия контроля. Среди надзорных органов:
- министерство экономики и подведомственные структуры в регионах;
- антимонопольный комитет и органы исполнительной власти;
- торговая и налоговая служба.
Нарушителя могут привлечь к ответственности с начислением финансовых санкций, а также применить иные меры воздействия вплоть до изъятия продукции, реализуемой с игнорированием законодательных ограничений.
Преимущества и недостатки директивного ценообразования
К плюсам вмешательства государства в процесс ценообразования следует отнести доступность социально значимой продукции и услуг потребителям независимо от уровня платежеспособности. Но обратная сторона – падение стимула для повышения качества и роста конкурентоспособности, поскольку опережение спроса над предложением при введении ценовых рамок невозможно использовать для увеличения отпускной цены и роста прибыли хозяйствующего субъекта.
Негативные последствия контроля верхнего предела
По аналогии с работником при установленном максимальном размере заработной платы, по достижении которого теряется заинтересованность в конечном результате, хозяйствующий субъект при зафиксированном «потолке» не стремится к улучшению качественных и количественных показателей. Последствия экономической диспропорции:
- перенасыщение рынка ненужными товарами наряду с дефицитом востребованных;
- пересмотр сбытового портфеля с заменой регулируемой государством продукции на нерегулируемые аналоги;
- снижение качества вследствие вынужденной экономии на производственных ресурсах;
- восполнение недополученной прибыли необоснованным увеличением цен на нерегулируемые товары.
Сверхмерное вмешательство зажигает «зеленый свет» спекулятивному рынку, где отпускная цена будет превышать не только установленный государственный «потолок», но и рыночный показатель, формируемый при естественной свободной конкуренции. Причины – страхование рисков, связанных с начислением возможных штрафных санкций при выявлении контролирующими структурами.
Последствия установления нижнего «барьера»
Искусственное завышение цены по сравнению с рыночной помимо окупаемости нерентабельных секторов экономики способствует:
- падению потребительского спроса с сопутствующим снижением приобретений по объему и частоте;
- возникновению излишков и затовариванию складов в результате невозможности покупок из-за дороговизны среднестатистическим потребителем;
- дополнительным издержкам государства, направленным на выплату дотаций производителям, соблюдающим законодательные ограничения.
Созданный экономический дисбаланс также приводит к появлению «черного рынка», неподконтрольного государству. Для ликвидации переизбытка цена будет устанавливаться ниже, чем при официальной торговле, что повлечет за собой доход в карман спекулянтов, минуя бюджет.
Абсолютное невмешательство государства в процесс формирования цен недопустимо, как и избыточный контроль. Это подтверждается на глобальном уровне крахом командной экономики, где государственным органам принадлежало установление цен практически на все товары и услуги, что привело к экономической диспропорции производства и потребления. Вместе с тем от абсолютной свободы ценообразования отказалась и присущая США рыночная экономика. В идеале государственное вмешательство должно возрастать в периоды экономических кризисов и уменьшаться после стабилизации финансовой ситуации, давая возможность развиваться свободной конкуренции, где производитель подстраивается под изменчивые вкусы потребителя.