Маркетинговая консультация
Что такое точка безубыточности

Что такое точка безубыточности

Точка безубыточности – один из основных экономических показателей, используемый всеми субъектами предпринимательства, независимости от вида и размера бизнеса. Главная задача анализа безубыточности – определение минимального объема производства или дохода от продаж, который должен быть достигнут, чтобы избежать убытка. Любое значение ниже этого уровня создает убыток. Превышение этого показателя означает накопление прибыли.

В экономике безубыточность означает баланс, где доходы равны расходам и не наблюдается прибыли либо убытка. По сути, безубыточность в бизнесе соотносится с понятием окупаемости инвестиций, так как демонстрирует выпуск продаж или доходы, при котором окупятся затраты на производство и сбыт продукции. Рассмотрим более подробно, что такое точка безубыточности, способы расчета этого показателя.

Определение

Что такое точка безубыточности

В бизнесе, экономике, в частности в бухучете затрат, точка безубыточности – это результат, где расходы и выручка от продаж равны: отсутствуют убытки и прибыль. Простыми словами, это масштаб производства, где общие доходы от продаж продукции равны общим затратам на изготовление.

Точка безубыточности измеряется в единицах продаж или в доходах, требуемых для покрытия общих вложений компании. Общая прибыль равна 0. Предприятие может достичь окупаемости, если выручка от продаж покрывает постоянные и переменные издержки на единицу товара. После превышения этого показателя компания может начать получать прибыль.

Графически точка безубыточности изображена в месте, где пересекаются кривые общих доходов и затрат. В линейной модели точка безубыточности равна соотношению постоянных расходов и маржи прибыли на единицу товара. Она достигается, когда полученная прибыль соответствует общим затратам, накопленным до даты получения дохода. Установление уровня окупаемости помогает предприятиям планировать уровни производства, которые нужно поддерживать для получения прибыли.

Точка безубыточности не имеет общего значения и может изменяться зависимо от вида и размера бизнеса. Некоторые предприятия могут устанавливать более высокий или более низкий уровень окупаемости. Однако для каждого бизнеса важно разработать метод расчета этого показателя, чтобы определить минимальное количество продаж, необходимых для покрытия переменных и фиксированных расходов.

Сфера применения

Анализ безубыточности применяется разными субъектами бизнеса – от торговли до центров выполнения различных корпоративных проектов. Расчеты часто являются составной частью бизнес-плана, предусматривающего анализ окупаемости вложений. Анализ представляет собой расчет и проверку запаса прочности для фирмы согласно полученным доходам и соответствующим затратам. Исследование показывает объем выпуска продукции, который нужно продать для полного покрытия издержек, включает анализ спроса на товар, цен, дающих продавцу представление о перспективах продаж.

Точка безубыточности – распространенное понятие финансового анализа, используемое бухгалтерами, предпринимателями, аналитиками, специалистами по финансовому планированию, маркетологами, менеджерами. Расчет уровня окупаемости применяется во всех направлениях бизнеса, так как это позволяет выявлять области повышения производительности и устанавливать цели для увеличения продаж.

Точка безубыточности используется в разных отраслях:

  1. Сфера недвижимости. Точка безубыточности для продавца жилья определяет, сколько денег он должен получить от продажи имущества, чтобы компенсировать чистую цену покупки, включая налоги, сборы, страховку, проценты от оформления сделки. При такой цене сделка для собственника будет безубыточной – без заработка или потери денег.
  2. Инвестиционная деятельность. На фондовом рынке безубыточность активов наблюдается, когда их рыночная цена совпадает с первоначальной стоимостью. На фондовом рынке трейдеры рассчитывают уровень окупаемости, чтобы определить, какой стоимости должна достичь ценная бумага для покрытия всех затрат, связанных со сделкой, включая налоги, комиссии, и не понести убытки. Инвестор покупает акции Google по цене 200$. При рыночной цене, превышающей 200$, вкладчик получает доход. При падении стоимости акции ниже этой цены, инвестор теряет деньги. Если цена остается на уровне 200$, у него нет заработка или потерь.
  3. Бизнес, бухучет. В бухучете безубыточность относится к масштабу производства, где доход (выручка) от продаж соответствует общим затратам, то есть бизнес не получает убытка либо прибыли. Формула безубыточности может рассчитываться в денежной сумме или в единицах продукции, которые необходимо продать для покрытия расходов, с помощью измерения маржи прибыли, или маржинальной прибыли. Маржа прибыли рассчитывается как разница между ценой продажи за единицу товара и переменными затратами. С помощью соотношения между фиксированными издержками и маржи прибыли можно узнать, сколько единиц требуется для достижения окупаемости.

Формула расчета

В линейной модели точка безубыточности – это соотношение дохода и затрат:

Общая сумма доходов = Общая сумма затрат

Общие доходы представляют собой выручку от продаж, которая рассчитывается умножением цены товара на число его единиц. Общая сумма затрат включает как постоянные, так и переменные издержки. Постоянные издержки являются расходами, не зависящими от размера выпуска продукции. К ним относятся плата за аренду, оплата коммунальных платежей, затраты на рекламу, страхование. Компания, у которой меньше фиксированных затрат, имеет более низкий уровень окупаемости. Переменные затраты – это издержки, изменяющиеся зависимо от объема производства: сырье, материалы, транспортировка, зарплата рабочих. Формула расчета точки безубыточности с учетом расшифровки общих доходов и затрат:

Цена Х Число единиц товара = Сумма постоянных издержек + Сумма переменных издержек Х Число единиц товара

Точку безубыточности также рассчитывают как показатель, где выручка соответствует постоянным затратам.

Информация для анализа безубыточности фирмы содержится в ее финансовой отчетности. Основные показатели – выручка от реализации, постоянные затраты, себестоимость продукции, валовая прибыль.

Расчет в денежном выражении

Безубыточность компании в денежном отношении рассчитывают соотношением постоянных расходов и процента валовой прибыли. При 100000$ постоянных затрат и 40 % валовой прибыли точка окупаемости составляет: 100000$ / 0,40 = 250000$. В данном примере фирма должна получить доходы в размере 250000$, чтобы покрыть вложения. Если фирма получит больше продаж, начнет накапливать прибыль. Если продажи принесут доходы меньше этой суммы, компания понесет убыток.

Расчет с помощью маржи прибыли

Точку безубыточности в количественном отношении можно рассчитать соотношением постоянных издержек и маржинальной прибыли. Это позволяет определить количество продаж, необходимое для того, чтобы окупить постоянные затраты и достичь баланса. Для этого рассчитывают маржу прибыли как разницу между ценой товара и суммой переменных расходов на его производство. Уровень безубыточности, рассчитанный в единицах продукции, является разницей между постоянными издержками и ценой продукта за вычетом переменных расходов производства.

Если цена товара составляет 50$, а переменные расходы – 10$, маржа прибыли – 50-10 = 40$. Соотношением постоянных затрат и маржинальной прибыли определяют необходимое количество продаж для выхода на уровень безубыточности. При постоянных издержках в 20000$ и марже прибыли в 40$, уровень окупаемости – 500 единиц (20000 / 40 = 500). После продажи 500 единиц осуществляется оплата всех фиксированных затрат, и фирма достигает окупаемости. Если продавец продает менее 500 единиц товара, он работает в убыток. В этом случае следует рассмотреть другие варианты, чтобы выйти на уровень безубыточности.

Если достичь необходимого уровня продаж товаров, чтобы получить доход, достаточный для оплаты фиксированных и переменных затрат, затруднительно, выйти на точку безубыточности можно за счет других вариантов:

  1. Сокращение постоянных затрат. Этого можно добиться с помощью снижения арендной платы, коммунальных платежей и других фиксированных расходов или путем более эффективного управления расходами.
  2. Сокращение переменных затрат. Чтобы сократить переменные затраты, можно снизить себестоимость продукции за счет экономии затрат на производство или найти нового поставщика, продающего товары по более низкой стоимости.

Расчет с помощью коэффициента маржи прибыли

Расчет точки безубыточности в денежной сумме осуществляют соотношением между суммой постоянных издержек производства и коэффициентом маржи прибыли, который рассчитывают как маржу прибыли, разделенную на цену товара. Коэффициент маржи прибыли составляет 80 % (40$ маржинальной прибыли за товар, разделенные на 50$ цены). Уровень окупаемости составляет 25000$ (20000$ общих фиксированных издержек, разделенных на 80 %). Чтобы проверить эту цифру, нужно умножить уровень окупаемости в единицах (500) на цену продажи (50$), что равно 25000$.

Функции

Точка безубыточности позволяет установить взаимосвязь между расходами, доходом от продаж и прибылью. Показатель имеет важное значение в экономическом анализе, так как дает возможность определить минимальный объем выпуска продукции или требуемый доход, когда фирма не понесет убытки и окупит вложения. Прибыль равна 0, а все доходы, полученные после достижения уровня безубыточности, относятся к прибыли после оплаты всех изначальных затрат.

Анализ безубыточности позволяет определить оптимальный выпуск продукции, ассортимент товара, выручку, эффективность маркетинговой деятельности для увеличения продаж, прибыли. Достижение и превышение уровня окупаемости – цель и показатель платежеспособности каждой компании, так как предприятию, которое не может достичь уровня окупаемости, часто становится затруднительно продолжать работу.

Расчеты показателей безубыточности обычно предназначены для использования руководством компании для принятия мер по предотвращению убытка. Внешние заинтересованные стороны, такие как инвесторы, акционеры, финансовые учреждения, регулирующие органы, обычно не нуждаются в анализе. Однако инвесторы могут использовать расчет, чтобы определить, при какой цене их сделки или инвестиции будут безубыточными. Расчет применяется при торговле или покупке ценных бумаг с фиксированным доходом.

Анализ безубыточности применяется маркетологами для определения способов, каналов продвижения, разработки, запуска эффективных рекламных кампаний. Это также помогает компаниям увидеть, где они могут реструктурировать или сократить расходы для достижения производительности, увеличения продаж, получения более высокой прибыли. Для любого начинающего бизнеса, который планирует выйти на рынок, рекомендуется сформулировать анализ безубыточности, чтобы продемонстрировать потенциальным спонсорам, при каких условиях бизнес может оставаться платежеспособным.

Заключение

Точка безубыточности – это финансовый результат, где доходы предприятия равны затратам: в этом случае бизнес может полностью покрыть свои расходы и начать зарабатывать деньги. Достижение этого показателя характеризует платежеспособность компании, отсутствие убытка. Превышение безубыточности – цель каждого предприятия, так как это дает возможность накапливать прибыль.

Маркетинговая консультация
Маркетинговая консультация
Маркетинговая консультация
Услуги
Закрыть
О нас
Закрыть