Что такое портфолио
Хорошее электронное портфолио привлекает внимание работодателей. Оно позволяет понять, соответствует ли кандидат их запросам. Часто бывает, когда профессионал имеет слабое портфолио и проигрывает другим соискателям. Рассмотрим в этом обзоре, что собой представляет портфолио, и как его делать.
Что такое портфолио, кому и зачем оно нужно

Грамотно оформленное портфолио поможет найти высокооплачиваемую работу во многих сферах. Опыт в любой профессиональной среде можно подкрепить яркими кейсами. Даже работник, действующий по должностной инструкции, способен создать интересную самопрезентацию. В ней размещают ключевую информацию, которая выгодно представляет человека.
Есть особые специальности, которые не обходятся без портфолио:
- Создание/продвижение технологий и проектов. Это оптимизаторы, маркетологи, менеджеры, smm-специалисты.
- Работа по созданию визуальных объектов. Сюда относят все дизайнерские направления (дизайнеры, веб-дизайнеры, архитекторы, художники, фотографы, имиджмейкеры, представители индустрии красоты).
- Преподавание.
- Исследовательская деятельность – инженеры, бизнес-аналитики.
- Создание текстов разных форматов и видео-контента (журналисты, рекламщики, сценаристы, копирайтеры). Их портфолио образованы из текстов и их частей, ссылок на публикации.
- Обучение творческим профессиям. Абитуриенты и студенты создают папки с лучшими работами, учебными достижениями. Такие сведения повышают абитуриенту шансы на поступление в вуз.
Любая работа и арт-профессия, которая демонстрирует творческие способности, связана с составлением портфолио. Артисты, ведущие, аниматоры и организаторы праздников – все они формируют не только резюме, но и свою папку с достижениями и лучшими проектами. Фрилансеры, сотрудничающие с заказчиками в интернете, также стараются формировать мощное портфолио. Например, копирайтеры, представляющие ссылки на примеры своих работ, имеют преимущество перед другими.
Если характеризовать портфолио простыми словами, то оно представляет собой комплект документов, список работ, фотографий, образцов. В папку также собирают сертификаты, грамоты. Такой набор создает нужное впечатление у заказчика. Он делает вывод о профессионализме и опыте соискателя, просматривая образец. Это позволяет сэкономить время как работодателю, так и самому владельцу portfolio. На собеседование приглашают человека, который максимально соответствует запросу клиента. В свою очередь, соискатель с помощью портфолио может показать себя с лучшей стороны. Оно является как бы визитной карточкой или досье. Часто именно сильное портфолио выступает основным аргументом в пользу того или иного специалиста.
Отличие портфолио от резюме
Цель у резюме и портфолио схожа. Она заключается в демонстрации конкурентных преимуществ, но резюме имеет совсем другой формат. Это документ с важной «трудовой» информацией. Он может иметь унифицированный вид. Некоторые компании разрабатывают для кандидатов специальные таблицы, которые необходимо заполнить. Чтобы составить полное резюме, важно отметить в нем образование, опыт работы, личные качества. Обычно такой документ занимает не более 2 страниц. Сжатая форма позволяет выяснить основные моменты трудовой биографии.
Портфолио может дополнять резюме, служить его дополнением. Рассматривая его, рекрутер видит профессиональный рост автора. Для сбора портфолио не требуются документы. Оно может иметь любой объем. В нем собраны конкретные проекты и кейсы, над которыми работал соискатель. Портфолио служит отражением успехов специалиста в профессии.
Виды портфолио
Все портфолио разделяют на три группы:
- печатные;
- электронные;
- в онлайн-формате.
Внутри групп они могут быть командными или персональными.
Печатное
Это бумажный вариант. Он популярен, но в последние годы отходит на второй план, уступая позиции электронному. С бумажным портфолио удобно посещать собеседования. Оно представляет собой аккуратную папку с вложенными примерами работ. На листе №1 указаны личные данные, другие посвящаются профессии. Представленные образцы структурируют тематически или хронологически.
Печатный вариант включает показ грамот, дипломов, лицензий, сертификатов, рекомендаций и прочие подтверждения квалификации. Наиболее удачные образцы работ обычно размещают ближе к лицевой странице, чтобы создать положительное первое впечатление.
Электронное
Печатный комплект документов легко преобразовать в электронный вариант. Информация такого портфолио находится на цифровом носителе. Для этого подходит обычная флеш-карта. Документ легко переслать архивом или прикрепить к письму в электронной почте.
Иногда печатное портфолио дополняют электронным. Это актуально для демонстрации навыков видеомонтажа. Электронную самопрезентацию лучше не отправлять на чужие адреса и не копировать на чей-либо компьютер. Это важно для защиты персональной информации.
Онлайн-формат
Сегодня портфолио этого вида популярно. Оно представляет собой личный сайт. Заказчику предоставляется ссылка. Создать свой ресурс можно на WordPress или на других платформах с интересными плагинами и шаблонами. Творческие люди обычно выбирают именно такой формат самопрезентации.
Онлайн-презентация выигрывает у печатного варианта. Ссылку на сайте или на личный профиль легко отправить клиенту. Электронное досье можно просматривать, когда удобно. Оно привлекает внимание заказчиков и партнеров. Легкость создания онлайн-портфолио зависит от платформы. Иногда его проще сделать, чем напечатать или сверстать.
Распространенным видом портфолио является презентация в формате PDF. Это хороший способ показать свои проекты. Такое досье может включать в себя материалы любого типа: эскизы, визуализации, диаграммы, тексты, чертежи. Их делают в особых программах для верстки многостраничных сайтов, далее выгружают в PDF-формате. Готовый файл можно представить в виде ссылки на скачивание или распечатать. Досье в виде PDF-файла запрашивают при устройстве на работу, при подаче заявки на тендер или конкурс. Такой документ необходим для архитекторов и представителей других творческих профессий.
Хорошее портфолио: как его делать
Стандартное портфолио на 80% состоит из фотографий, скриншотов, гугл-файлов и ссылок. Оставшееся место отводится под текстовые пояснения. Режим составления не регламентирован. Самопрезентация может быть любой. Единственное условие: она должна цеплять заказчика. Чтобы правильно составить портфолио, используйте удачные примеры других специалистов. Не стоит полностью имитировать чужое досье. Достаточно вдохновиться интересными идеями. Сначала необходимо расположить, упорядочить файлы. Их можно группировать по названию. В самостоятельный подраздел добавьте персональные разработки.
Типы работ, которые могут входить в самопрезентацию:
- статьи, тексты;
- фотосессии;
- созданные автором макеты, слоганы, обложки, логотипы;
- подборка фото с модными образами;
- проекты красивых интерьеров;
- видео и фото из постановок, ярких сцен.
Портфолио важно составлять так, чтобы оно наглядно демонстрировало результаты деятельности автора. В нем можно разместить отзывы заказчиков.
Портфолио делают тематическим или смешанным. Для ряда профессий больше подходит первый вариант. Тематическая папка включает в себя разделы по темам. Например, у копирайтера это будут разделы с информационными, продающими и другими текстами. Смешанное портфолио совмещает в себе разные виды работ, нужные для привлечения заказчиков. Фрилансер может сделать разделы, и в то же время позиционировать себя как специалист в конкретном сегменте.
Важное значение имеет фотоальбом. Как его делать правильно? Он включает скриншоты, картинки, макеты, грамоты. Все проекты и достижения можно легко преобразовать в интересную картинку с описанием. Фото должны иметь хорошее качество.
Структура портфолио
Наполнение самопрезентации зависит от вашего вкуса. Составить личное досье можно по следующей структуре:
- Титульный лист с данными автора (ФИО, профессия, контакты, ссылка на страницу персонального сайта).
- Краткое описание кейсов и проектов.
- Опыт работы вкратце. С кем вы сотрудничали и как долго.
- Образование. Где учились и сколько.
- УТП (уникальное торговое предложение).
- Фотографии и иллюстрации работ. Грамоты.
- Ссылки на отзывы клиентов.
Фокусируйте внимание потенциальных заказчиков в одном направлении. Не стоит размещать разноплановые проекты в одном портфолио. В нем лучше собирать релевантные кейсы. Не рекомендуется включать в папку все свои работы, чтобы не перегружать зрителя информацией. Доступ к важным данным должен быть быстрым. Для электронного формата – один клик, для бумажного – максимум 2 страницы. Если целью самопрезентации является продажа услуг, то в конце следует сделать призыв к действию. Дополнением к хорошему портфолио служит реальное фото самого автора.
Какие работы и сколько отбирать для портфолио
Профессиональная самопрезентация, в отличие от стандартного резюме, основана на наглядных примерах работ. Чтобы создать хорошую самопрезентацию, необходимо подобрать лучшие кейсы, проекты. Они демонстрируют опыт, знания, квалификацию автора. Если соискатель представляет разные услуги, то важно упомянуть успешные примеры по каждой их них.
В портфолио важно включать не только наиболее успешные кейсы, но и работы среднего качества. Это повышает шансы на положительный результат. Автор сам решает, какие именно варианты разместить в папке. Достаточно 6–10 красочных фотоотчетов, чтобы продемонстрировать свои навыки. Некоторые соискатели делают одностраничные сайты в качестве самопрезентации. Этого достаточно, чтобы привлечь внимание потенциального работодателя. В таком случае важно использовать убедительные кейсы, разместив их на 1 странице. Для представителей творческих профессий значение имеет количество работ. Большое число успешно закрытых заказов намного увеличивает шансы.
Сборник своих работ нужно периодически обновлять. Достаточно делать это 1 раз в 2 месяца. Крупные проекты можно показывать поэтапно.
Где размещать готовое портфолио
От места размещения самопрезентации зависит успех продвижения специалиста. Примеры работ и проекты лучше выкладывать одновременно на разных ресурсах. Это повысит охваты. Всегда актуальны профили в соцсетях и профессиональные блоги. Если вы хотите рекламировать свои услуги в социальной сети, то аккаунт надо оформить под специальность.
Фрилансеры для поиска заказчиков регистрируются на биржах фриланса. Лучшим вариантом для размещения обозначают специальные платформы: Clippings.me, Behance.net, Portfolios.ru, Pressfolios.com, Dribbble.com.
Самой популярной платформой или социальной сетью для размещения дизайнерских и художественных проектов считается Behance.net. Здесь публикуют графику, анимацию. Авторы используют ее для поиска клиентов. Заказчики ищут там исполнителей и сотрудников. На сайте можно увидеть вдохновляющие примеры. Если автор попадает в подборку лучших работ Best of Behance, то его профиль будет виден на главной странице. Площадка ориентирована на визуальный контент. На ней рекомендуется размещать выразительные проекты. Художники, разные дизайнеры, фотографы любят представлять свои интересные проекты на сайте dribbble.com. Его особенность: для показа работ необходима рекомендация одного из участников проекта.
Хорошее портфолио оправдывает затраченные на него усилия. В отличие от резюме, оно выгодно показывает профессиональные умения и достижения автора. Не стоит создавать слишком объемное портфолио. Иногда эффектный одностраничный сайт выглядит лучше целой папки со скучными файлами.