Что такое контент-маркетинг
- Определение контент-маркетинга: откуда пришло?
- Отличие от других видов
- Зачем нужен контент-маркетинг
- Преимущества и недостатки
- Методы контент-маркетинга
- Типы контента
- Требования к контенту
- Площадки для размещения контента
- Когда ожидать результат
- Разработка стратегии контент-маркетинга
- Ошибки в контент-маркетинге
- Заключение
Традиционный маркетинг все чаще не удовлетворяет потребностям бизнеса в обеспечении стабильных продаж и внимания аудитории. Дальновидные маркетологи активно внедряют новые решения и приемы в этой сфере. Одно из относительно новых направлений продвижения бизнеса и стимулирования спроса – контент-маркетинг.
Определение контент-маркетинга: откуда пришло?

Контент-маркетинг – это стратегический маркетинговый подход, направленный на генерацию и распространение контента в целях привлечения и удержания аудитории. Если говорить простыми словами, то это направление классического маркетинга представляет собой процесс создания и распространения цифровых материалов.
Чтобы иметь полное представление, прежде необходимо разобрать понятие контента. Цифровой контент в настоящее время представляется в следующих форматах:
- Статьи;
- Видео;
- Электронные книги;
- Диаграммы;
- Инфографика;
- Бесплатные приложения;
- Игры и викторины;
- Хэштеги в социальных сетях;
- Подкасты;
- Обзоры и мнения;
- Пользовательские комментарии;
- Слайд-шоу;
- Виджеты;
- Видеоигры, мультфильмы и т.д.
Ошибочно полагать, что контент-маркетинг – это всего лишь продвижение статьями. Данный список из года в год пополняется новыми форматами и способами подачи информации.
Отличие от других видов
Если сравнить с традиционным маркетингом, то контент-маркетинг снижает затраты до 60%, а количество лидов увеличивается в 2 раза. Но контент-маркетинг логичнее сравнивать с другими инструментами цифрового маркетинга. Например, если сравнить с SEO, то разница выглядит так:
- SEO обеспечивает коммерческий трафик на сайт, а контент-маркетинг направлен на более широкий охват аудитории;
- Также SEO применяется для оптимизации структуры сайта путем создания новых точек входа трафика. Простыми словами, SEO выполняет техническую функцию, а контент-маркетинг выступает инструментом коммуникации;
- SEO работает с коммерческими запросами, а контент-маркетинг удовлетворяет информационные интересы потенциальной аудитории.
В то же время эти два инструмента имеют и сходства – они работают в одном направлении. Для получения ощутимых результатов целесообразно включить в стратегию проработку обоих направлений.
Отличие контент-маркетинга от почтовых рассылок заключается в следующем:
- В рамках контент-маркетинга пользователь добровольно оставляет свои контакты. Есть основания предполагать, что это «теплый» лид – он сам заинтересован в получении новой порции контента;
- Технически рассылка писем гораздо проще и дешевле, чем генерирование контента;
- При отправке e-mail рассылок есть возможность за короткое время получить статистику эффективности. Специальные программные решения показывают, открыл ли клиент письмо, на какой странице презентации задержал внимание и сколько времени потратил на изучение предложения;
- E-mail рассылка имеет возможность персонифицировать письма и предложения в то время как контент-маркетинг обращается ко всей аудитории.
Отличия SMM от контент-маркетинга заключается в следующем:
- Контент-маркетинг охватывает более широкий круг аудитории;
- SMM требует искать отдельный подход для каждой социальной сети, а контент-маркетинг отстраивается от идеи бренда;
- SMM делает упор на вирусность контента, а контент-маркетинг – на полезность, но и вирусность включает в себе;
- Реакцию на SMM-контент видно практически сразу, а для оценки контента и его вовлеченности требуется время.
Зачем нужен контент-маркетинг
Основная цель и задача контент-маркетинга – лидогенерация. Помимо этого, контент-маркетинг увеличивает узнаваемость бренда, обеспечивает охват аудитории, ее вовлеченность и лояльность, что в итоге приводит к увеличению продаж. Другая цель контент-маркетинга – создание ощущения общности в своей аудитории.
Контент-маркетинг работает на каждом этапе воронки продаж. Чтобы он приносил стабильный эффект, рекомендуется больше генерировать информативные и полезные материалы о бренде. Если коротко резюмировать, то контент-маркетинг решает целый комплекс задач, состоящий из следующих пунктов:
- Помогает выстраивать доверительные отношения с аудиторией;
- Способствует увеличению клиентского потока;
- Дает отличный шанс детально изучать потребности аудитории;
- Возможность для бренда показать себя с лучшей стороны;
- Возможность работать с возражениями;
- Дает возможность привлекать аудитории быть вовлеченной в процесс продвижения;
- Помогает поддерживать контакт с уже существующими клиентами.
Контент-маркетинг будет незаменимым инструментом для следующих видов бизнеса:
- Банки и финансовые организации. Контентом может выступать обзоры финансового рынка, гайд по финансовым инструментам, проведение вебинаров на тему инвестирования и сбережения капиталов и т.д.;
- В сфере туризма и путешествий. Контент можно выстраивает вокруг обзора о путешествиях в разные страны, давать полезные советы по популярным направлениям, публиковать отзывы туристов и т.д.;
- В сфере услуг. Полезно давать информацию о технологиях, процессах и о преимуществах компании. Если услуги юридического характера, то аудиторию привлекает разбор конкретных кейсов и т.д.;
- В области промышленности и технологий. Контент можно выстраивать как обзор новинок или новостей из мира техники и т.д.;
- В сфере торговли. Видеообзоры помогают показать «товар лицом» даже на расстоянии;
- В индустрии красоты. Полезные советы и рекомендации по уходу, видео и фото в стиле «до и после», демонстрация процесса работы мастеров и т.д.;
- В продажах формата b2b. В этой отрасли обычно узкая аудитория. Обширная информация и развернутый контент расширяет границы аудитории.
- Инфобизнес;
- Неразвитый рынок, в котором мало игроков и, следовательно, мало информации о товаре или услуге.
Спектр полезности контент-маркетинга довольно широк. Но есть случаи, при которых контент-маркетинг не нужен. Это не абсолютный вердикт, а скорее обстоятельства, при которых бренд может быть не готов к применению такого сильного инструмента как контент-маркетинг. Это следующие случаи:
- Товар или услуга не доведены до совершенства. Это типично для начального этапа раскрутки бренда. Если есть недовольные клиенты и нелестные отзывы в адрес бренда, то стоит отложить контент-маркетинговую стратегию до устранения данных проблем. В противном случае бренд может получить волну негативных отзывов, которая станет доступна и другим потенциальным клиентам;
- Не отлажены внутренние процессы в компании. Контент в Интернете – это лишь инструмент привлечения клиента. А оформление продажи и удовлетворения потребностей этих клиентов уже лежит в сфере продаж и сервиса. С этой точки зрения перед запуском контент-маркетинга важно позаботиться о технической, административной и информационной подготовке отдела продаж, логистики и т.д.;
- Специфика бизнеса. Если это точка фастфуда или пункт шиномонтажа, то нет смысла тратить деньги на контент-маркетинг. В этих сферах клиентский поток больше ориентирован на географическую доступность услуги или товара.
- Перепродажи. В этом случае будут сложности с генерированием уникального контента в большом количестве.
Преимущества и недостатки
Преимущества контент-маркетинга заключаются в следующем:
- Делает бренд узнаваемым;
- Продажа через контент;
- Раскрутить новый бренд с помощью контент-маркетинга проще;
- Повышает позиции в поисковой выдаче;
- Новый материал привлекает новый поток трафика;
- Возможность высказать экспертное мнение, подчеркнуть компетенцию;
- Приносит пользу в долгосрочной перспективе;
Есть и объективные минусы, связанные со спецификой инструмента. К ним относятся:
- Требует времени. С момента запуска первого контента до первого реального клиента или заявки в среднем уходит от 3 до 6 месяцев;
- Требует системной, постоянной работы. Генерация уникального контента – разноплановая задача. Потребуется поиск информации, обработка, оптимизация, оформление и т.д.;
- Сложно измерить результат.
Методы контент-маркетинга
Контент можно классифицировать по двум признакам: по типу носителя и по формату. По типу носителя актуальны следующие виды:
- Блог – узконаправленный ресурс, специализирующийся на конкретной тематике;
- Лендинг или посадочная страница – дает полную информацию о товаре или услуге. Содержит призыв к действию;
- Публикации в социальных сетях;
- Анонсы публикаций в социальных сетях;
- Весь контент в социальной сети;
- Статья в традиционных каналах СМИ;
- Инструкции или рекомендации, полезные советы на бумаге.
Существуют следующие форматы:
- Текстовые сообщения, статья, обзоры;
- Инфографика – преображение текстовой информации в графический формат;
- Видео;
- Аудио подкасты;
- Электронные письма и рассылки.
Типы контента
Выделяется три типа контента:
- Продающий;
- Экспертный;
- Виральный.
Каждый вид заслуживает детального рассмотрения.
Виральный контент
Виральный контент направлен на привлечение большого количества трафика. Цель достигается следующими способами:
- Ценные советы и рекомендации;
- Подробное руководство, глубокое изучение конкретного вопроса;
- Эксклюзивные материалы;
- Публикации на фоне общей актуальной информации (инфоповод);
- Апеллирование к эмоциям публики: эмоциональные истории, юмор;
- Провокационные материалы (в рамках допустимого).
Виральный контент имеет посредственное отношение к истинным маркетинговым целям. Его основная цель – вызвать желание поделиться в социальных сетях, привлечь внимание и не давать аудитории забывать о бренде.
Экспертный контент
Экспертный контент будет полезен в тех сферах, где на покупку уходит дольше времени. Обычно это сектор недвижимости, автомобили и иные предметы роскоши. Признаки экспертного контента следующие:
- Публикации, подчеркивающие преимущества товара/услуги;
- Контент, который подчеркивает профессионализм;
- Материалы, тонко убеждающие аудитории в необходимости товара/услуги.
Продающий контент
Несложно догадаться, что продающий контент направлен на прямую конверсию в реальные покупки. Чтобы добиться желаемого эффекта, продающий контент должен состоять из следующих компонентов:
- Новизна для аудитории;
- Информирование об акции или скидках;
- К покупке прилагается подарок;
- Предложение ограничено во времени;
- Предложение ограничено по количеству;
- Социальное доказательство – положительные отзывы других или медийного лица;
- Боль клиента;
- Эмоциональный образ будущего, в котором товар/услуга выступает главным героем;
- УТП. Может быть реальным или мнимым. Например, VIP-коллекция одежды и т.д.
Требования к контенту
Когда речь идет о маркетинговом контенте, грамматические критерии нередко отходят на второй план. В некоторых случаях это может быть даже специальным требованиям. Это объясняется тем, что целью контента в рамках маркетинга является востребованность аудиторией.
Чтобы добиться востребованности и отклика аудитории, при генерации контента необходимо придерживаться следующих принципов:
- Эмоциональность;
- Создание духа доверительности;
- Простота идеи материала;
- Полезность для аудитории;
- Наличие авторской позиции;
- Попытка вовлечь пользователей: вопросы, мнения;
- Разнообразие в содержании;
- Разносторонняя позиция;
- Профессиональная позиция и т.д.
Площадки для размещения контента
Контент размещается на следующих площадках:
- Собственный сайт бренда;
- Специальные лендинги;
- Социальные сети: Instagram, Facebook, VK, Tik-Tok, Youtube и т.д.;
- Канал Яндекс Дзен;
- Живой журнал;
- Pinterest.
Когда ожидать результат
Контент-маркетинг – инструмент длительной эффективности. Чтобы получить ощутимые результаты, недостаточно акцентировать внимание на одном или нескольких компонентах. Необходимо придерживаться контент-плана и системно генерировать контент, параллельно отслеживая результаты и улучшая качество контента. По различным данным, с момента запуска контента до первого реального клиента может пройти от 1 до 3 месяцев.
Для объективной оценки результата целесообразно заранее установить KPI. Для анализа контент-маркетинга используется десятки метрик. Анализ осуществляется по множеству критериев.
Разработка стратегии контент-маркетинга
Разработка стратегии контент-маркетинга состоит из следующих шагов:
- Анализ аудитории и конкурентов. Предварительно следует составить портрет идеального клиента. Затем следует ответить на вопрос о том, что ему интересно, какова его боль, что хочет услышать, какое решение ищет и т.д.;
- Определить цель контента. Цели могут быть разными: представление нового бренда, сообщить о новых товарах, увеличить продажи, увеличить узнаваемость бренда и т.д. В каждом случае контент будет отличаться по содержанию;
- Разработка стратегии. На данном этапе определяется формат, объем и цикл публикаций, также определяются площадки;
- Составление контент-плана. Составляется на месяц или на неделю вперед. Чем детальнее контент-план, тем проще его реализовать;
- Публикации. Если сайт, то загружаются готовые статьи. При наличии социальных сетей необходимо их настроить должным образом и заполнить профиль;
- Анализ и мониторинг результатов. У каждой площадки есть свои системы ведения статистики. Например, Яндекс Дзен показывает количество дочитываний, лайки и дизлайки.
Ошибки в контент-маркетинге
Если по истечении нескольких месяцев от контента пользы нет, то целесообразно поискать ошибки и проработать их. Типичные ошибки можно классифицировать так:
- Не обозначена цель контента;
- Контент однотипный – прослеживается упрямая попытка продавать на каждом посте или статье;
- Посадочные страницы не содержат призыва к действию, что в итоге выглядят как обычные страницы сайта;
- Нет контент-плана;
- Не разработана контент-стратегия.
Заключение
Чтобы объективно оценить результаты контент-маркетинга, необходимо заранее установить себе KPI. Для анализа контент-маркетинга используется более 10 метрик. Выбор зависит от индивидуальных целей и типа публикуемых материалов. Важно помнить, что генерация контента и выстраивание коммуникации на различных площадках превращается в весомое направление классического маркетинга. Чтобы не отставать от конкурентов и быть всегда в центре внимания публики, бизнесу придется вкладывать силы и средства на движение в этом направлении.