Что такое антикризисное управление
Любое предприятие может оказаться в кризисной ситуации. Это обусловлено как внешними факторами, на которые субъект хозяйствования не может повлиять, так и внутренней средой. Например, общий экономический и политический кризис в стране, проблемы с поставкой сырья из-за международных санкций, снижение доходности населения – это те причины, которые периодически создают патовые ситуации в компании.
И вот задача антикризисного управления состоит не только в том, чтобы решать уже возникшие проблемы с ликвидностью и платежеспособностью. Хотя это тоже не маловажное направление работы. Посредством эффективного антикризисного менеджмента возможно предотвратить многие проблемы или минимизировать их последствия. И об этом далее.
Что такое антикризисное управление

Когда речь идет об антикризисном управлении, то многие собственники бизнеса допускают главную ошибку: они полагают, что такую стратегию менеджмента нужно внедрять в практику только после наступления самого кризиса. И поэтому пока не наступит тот самый момент, никто не задумывается над этим. Но это не корректное мнение.
Антикризисное управление – это управление, посредством которого можно оценить вероятность наступления самого кризиса с учетом внешних и внутренних факторов, спрогнозировать возможные потери и риски, и путем разработки эффективного инструментария минимизировать возможные ухудшения. То есть сама стратегия антикризисного управления направлена не на борьбу уже с полученными результатами, хотя по факту и это тоже. Она направлена на предотвращение таких ситуаций, когда возникают проблемы с:
- платежеспособностью;
- ликвидностью;
- автономностью.
Такое управление не только спасает компанию, когда она уже тонет, а всецело направлено на то, чтобы предотвратить аварию и сохранить автономность субъекта хозяйствования.
Причины кризиса и его типы
Кризис может возникнуть на любом предприятии и в любой среде. От него никто не застрахован. Поэтому говорить о том, что антикризисное управление при его наличии помогает предотвратить «негативное» воздействие, тоже неправильно. В любом случае любой кризис возникает на основании двух групп факторов:
- Внешние факторы. Повлиять на их возникновение и воздействие компания не может в любом случае. Примером таких факторов являются: увеличение инфляции, рост безработицы, снижение благосостояния нации, мировой или государственный кризис, война, международные санкции, нехватка сырья и оборудования и т.д. Ярким примером внешних факторов, которые часто вызывают кризис, можно назвать и изменения в налоговом законодательстве, условиях работы на рынке конкретной страны. Чрезвычайное бедствие, форс-мажор – все это факторы внешней среды.
- Внутренние факторы. Они непосредственно выявляются внутри предприятия, на их возникновение компания может повлиять, но не всегда хочет или имеет достаточное количество инструментов, знаний, умений. Например, неквалифицированный персонал, высокие нормы расходы сырья, большое количество бракованной продукции, низкий уровень управления, отсутствие заинтересованности аппарата управления в получении высоких результатов работы.
Часто предприятие становится заложником сразу двоих групп факторов. Например, в окружающей среде возникла какая-то проблема, параллельно к ней присоединилась и проблема внутреннего управления. В итоге компания превращается постепенно в тонущий корабль, у которого, правда, есть шанс на восстановление работоспособности.
Классификация кризисов в научной среде различна. Есть масса критериев, по которым возможно разделить кризисы. Представим только основную классификацию:
- Стратегический кризис. Он заключается в том, что компания теряет свой потенциал и не обладает возможностями дальше развиваться в различных направлениях. Фактически, компания может и дальше работать в рамках своих фактических показателей, без снижения ликвидности и платежеспособности. Но она теряет реальные силы для выхода на новые рынки. Такой кризис реальной угрозы для небольших фирм не несет. Если субъекту хозяйствования достаточно получаемой нормы прибыли, то ничего страшного в этом нет.
- Оперативный кризис. Это уже совсем иная ситуация, когда компания резко начинает терять свою прибыль, несет значительные убытки в работе. Может ухудшаться уровень платежеспособности, возникает нехватка сырья и трудовых ресурсов, особенно высококвалифицированных кадров. Такая ситуация уже опасна для компании, поскольку часто объемы обязательств превышают имеющиеся объемы активов. Основная причина возникновения такой ситуации – не эффективный менеджмент, отсутствие возможности быстро реагировать на изменения окружающей среды, отсутствие четкого плана действий.
- Кризис ликвидности. Это самая худшая ситуация для предприятия. Как правило, кризис ликвидности возникает на фоне оперативного кризиса. На фоне постоянной убыточной деятельности компания теряет свой уровень платежеспособности, автономности, возможности выполнять свои обязательства перед поставщиками, покупателями, кредиторами.
Также можно разделить кризисы компании по сферам возникновения, например, финансовый, производственный, кадровый и т.д. Другой вопрос в том, что проблемы, возникающие в одной сфере, непосредственно влекут за собой проблемы и во всех остальных сферах работы.
Основные же признаки возникновения кризиса в коммерческой организации следующие:
- существует некая неопределенность в принятии конкретного управленческого решения, нельзя спрогнозировать исход конкретного действия;
- возникает угроза для поставленных целей и задач компании, то есть существует риск, что они будут не достигнуты;
- формируется проблема с достаточностью ресурсов, в том числе трудовых, финансовых, сырьевых;
- снижается возможность контролировать воздействие факторов внешней и внутренней среды на результаты работы компании;
- нет возможности разрабатывать и принимать оперативные планы, решения по развитию и работе фирмы.
Цели и задачи антикризисного управления
В общем представлении все цели и задачи можно представить так:
- предотвратить сам кризис путем постоянного мониторинга ситуации, оценки влияния внешних и внутренних факторов воздействия с моделированием и прогнозированием возможных результатов;
- разработать и внедрить в практику эффективные методы борьбы с уже наступившим кризисом;
- минимизировать риски банкротства предприятия;
- способствовать нейтрализации кризисной ситуации и восстановлению нормального уровня платежеспособности, ликвидности, автономности;
- минимизировать возможные потери компании от наступившего кризиса.
В общем понимании, главная цель антикризисного управления заключается в том, чтобы «поддержать» компанию в трудной ситуации и предоставить пути выхода из нее.
Стратегии антикризисного контроля
В теории и практике выделяют три основных стратегии антикризисного контроля:
- Арбитражная стратегия. Внедрять такую схему управления рационально в ситуации, когда активы предприятия меньше пассивов. В такой ситуации компания обращается в суд с просьбой признать ее банкротом. По решению суда она получает возможность избавиться от своих обязательств перед кредиторами. Это не значит, что предприятию просто прощают все долги, но просто предлагают различные варианты их погашения, в том числе и с конфискацией части активов или реструктуризацией задолженности.
- Упреждающая стратегия. Это значит, что управление работает не с наступившим уже кризисом, а с его предотвращением. Лучше направить усилия на оценку потенциальных рисков и возможные ситуации, нежели потом направлять ресурсы на борьбу с уже возникшим кризисом. Такой метод управления позволяет минимизировать последствия кризисных ситуаций, даже при условии, что предотвратить полностью их наступления и не удастся.
- Экстренная стратегия. Такое управление уже работает в экстремальных условиях, когда компания находится в фазе острого кризиса. Предприятие уже теряет прибыль, у нее резко возникают проблемы с ликвидностью. И главная задача такого управления – это стабилизировать ситуацию, вернуть финансово-экономические показатели до кризисного периода. Главный инструмент данной стратегии – это оперативно принимать решения и внедрять их в работу.
Этапы и методы антикризисного управления
Каждая компания внедряет в момент кризиса свой алгоритм. За основу можно брать разработанные рекомендации экспертов, научные основы и т.д. Золотого стандарта нет. Далее представлен примерный план работы, который может быть откорректирован.
Алгоритм антикризисного управления:
- Выявление самого кризиса. Это достаточно важный этап. Нужно понять, что на предприятии что-то не так. Оцениваются риски, факторы влияния, причины, которые повлекли такую ситуацию.
- Оптимизация штата и работа с сотрудниками. Нужно провести комплексную работу с имеющимся персоналом, выявив тех, кто не приносит пользу или работает не эффективно. Проводится так называемая оптимизация, повышается уровень профессионализма кадров, создаются оптимальные условия для повышения их работоспособности и заинтересованности в получении хороших результатов работы. При необходимости проводится переквалификация и обучение кадров.
- Минимизация затрат. Выявляются резервы, слабые места. Главное – снижение затрат, в том числе и на производство продукции или оказание услуг, никогда не должно сказываться на их качестве. В ином случае ни о каком эффективном антикризисном управлении речи не идет.
- Повышение спроса на продукцию, увеличение продаж, в том числе за счет внедрения различных маркетинговых инструментов. Как это будет происходить, каждая компания решает самостоятельно в зависимости от специфики. Кто-то предлагает скидки, кто-то дополнительные опции или услуги, кто-то находит квалифицированного СММ-специалиста.
- Оптимизация денежных потоков за счет внедрения качественного контроля над денежными поступлениями, обязательствами и капиталом. Важно добиться превышения активов над пассивами, в том числе за счет сокращения долговых обязательств. Как вариант, можно рассмотреть такой метод как реструктуризация долгов. В таком случае можно снизить ежемесячный платеж, получить кредитные каникулы и т.д.
- Реорганизация предприятия за счет оптимизации ее структуры. Зачастую на больших предприятиях существует большая доля административно-управленческого персонала, которая получает большие зарплаты, но не всегда реально нужна в полном объеме для субъекта хозяйствования. Необходимо добиться ситуации, когда не будет дубляжа функций между структурными подразделениями.
- Формирование адекватной точной отчетности. Речь не только о финансовой отчетности для контролирующих органов. Важно создавать реальную документацию, аналитические отчеты для сотрудников, начальников отделов, руководства. Только так можно адекватно оценить ситуацию и предложить варианты выходы из кризиса.
- Разработка стратегии компании по выходу из кризиса и дальнейшему развитию. И это один из самых сложных и объемных участков работы. Нужно не просто прописать антикризисные методы на бумаге, но и сделать все, чтобы они дали нужный и корректный результат. Важно ориентироваться на ситуацию сегодня, а не просто на прописанные цели и задачи.
Примеры антикризисного управления
В качестве примера представим вымышленную компанию «Альфа», которая только на старте своего пути и для начала работы взяла кредит в сумме 4 млн. В течение полугода она исправно погашала кредит, поскольку ее продукция пользовалась спросом. Но как-только постоянные поставщики на 30% подняли стоимость сырья, компания вынужденно подняла цену за продукцию на 25%. В итоге прибыль упала, платить по кредиту фирма не может, а банки требуют быстро погасить долг и начисляют штраф.
В данном случае антикризисное управление может быть направлено:
- на поиск резервов, который позволит сократить себестоимость товара, например, за счет оптимизации штата и сокращения затрат на оплату труда;
- снижение расходы сырья и бракованной продукции, которая на предприятии составляет 7%, когда в аналогичной отрасли 4-5%;
- заключение договоренностей с несколькими поставщиками за счет увеличения объемов поставок получить скидку в размере 5-10% на сырье (при отказе от сотрудничества с иными поставщиками).
Каждая ситуация оценивается индивидуально. Алгоритмы стандарты, просто применяются в разных сочетаниях.
Заключение
Таким образом, при наличии антикризисного управления компания получает возможность не просто бороться с кризисом и находить возможные варианты дальнейшей работы в конкретной сфере. Антикризисное управление помогает предотвращать возможные потери и оперативно выявлять те факторы, которые могут привести к неконтролируемым последствиям.
Другой вопрос в том, что такие стратегии управления на этапе предотвращения требуют дополнительных затрат и квалифицированного персонала, что не для всех предприятий приемлемо. Многие считают, что бороться стоит с тем, что наступит, а не с тем, чего еще нет.