План-прогноз по увеличению продаж

Бенчмаркинг

Для успешного развития бизнеса важен непрерывный анализ его результатов. Анализ и изучение текущего состояния помогает давать объективную оценку и находить новые возможности для развития. Количественное измерение – это нечто само собой разумеющееся. Есть также качественное измерение бизнеса. Один из таких инструментов – это бенчмаркинг.

Что такое бенчмаркинг?

Что такое бенчмаркинг

Бенчмаркинг – (от слова «benchmark» - англ.) это процесс непрерывного поиска, сравнения и анализа бизнеса с целью последующего внедрения. Бенчмаркинг – это стремление к эталонному качеству. Предметом изучения бенчмаркинга выступает другая компания или ряд компаний. Типично это конкуренты либо одна компания, являющаяся лидером в отрасли. Если сказать простыми словами, то бенчмаркинг – это подражание более успешным компаниям.

Масштабы изучаемых компаний также ничем не ограничены: компания может изучать опыт других в своем городе, в своей стране или на мировом уровне. Ряд компаний сознательно выбирает путь открытого взаимодействия с другими компаниями. Именно с такими компаниями можно выстроить успешный бенчмаркинг. Один из исторических примеров – компания Ксерокс и L.L.Bean. Первый бренд успешно применял опыт второго для достижения лидирующего положения на своем рынке.

Зачем нужен бенчмаркинг?

Качественный анализ успешных предприятий помогает решать следующие задачи:

  • Определить свое объективное положение в нише;
  • Определить ключевые факторы успеха;
  • Получить новые возможности для развития в ключевых секторах: маркетинг, логистика, менеджмент, производственный процесс и т.д.;
  • Прогнозирование перспектив собственных идей и предварительная оценка их успешности;
  • Помогает получить реальную картину по конкурентной борьбе;
  • Новые возможности для опережения в конкурентной борьбе и т.д.

Полная информация бенчмаркингового плана применяется для составления стратегии и планов компании.

Сущность бенчмаркинга

Сущность бенчмаркинга составляют определенные действия. Они следующие:

  • Поиск и нахождение эталонных компания в вашей сфере;
  • Измерение определенных показателей;
  • Изучение опыта;
  • Рассмотрение успешных технологий и решений;
  • Непрерывный анализ и сравнение себя с лидерами отрасли;
  • Анализ маркетинговых стратегий других компаний;
  • Проведение конкурентного анализа;
  • Работа над конкурентоспособностью собственной компании.

Бенчмаркинг – системная деятельность. Она бывает полезна, когда компания оказалась в кризисной ситуации, когда ставит цель выйти на новый уровень или даже когда находится на стадии запуска бизнеса. Качественный рост бизнеса открывает перспективы не только для компании, но и для потребителей этого рынка.

Цели и задачи

Бенчмаркинг состоит из нескольких уровней. Ее основная цель – улучшение одного показателя компании или в целом вывод текущее положение на новый уровень. Достижение этих целей ставит перед компанией следующие задачи:

  • Анализ собственных показателей в той части своей компании, которая нуждается в улучшении;
  • Найти компании, у которых лучшие показатели по данному критерию;
  • Получить доступ к информации о технологиях и решениях другой компании;
  • Анализ другой компании может быть как тщательным, так и поверхностным;
  • Адаптация полученного опыта под свою компанию;
  • Внедрение и отслеживание результатов.

Выполнение этих задач могут возлагаться на конкретный отдел, на отдельного сотрудника или в небольших компаниях руководитель сам осуществляет эти процессы.

Инструменты

Инструментам бенчмаркинга является комплекс действий и процедур. Инструменты также помогают целенаправленно достигать поставленных целей компании. Основные инструменты сводятся к следующим:

  • Разведка маркетинговой стратегии;
  • Выбор успешной компании из своей ниши;
  • Системный анализ данных;
  • Анализ и адаптация их опыта;
  • Анализ деятельности конкурентов;
  • Сравнение качественных показателей.

В зависимости от преследуемых целей могут применяться другие, дополнительные инструменты.

Виды бенчмаркинга компании

Бенчмаркинг имеет множество определений. Это связано с тем, что он имеет множество подвидов. Рассмотрим их основные, он делится на два вида:

  1. Внутренний. В процессе внутреннего бенчмаркинга проводится сравнительный анализ эффективности различных департаментов и служб. Основная цель – выявление структуры с наилучшими показателями и внедрение технологий в остальных структурах. Такой вид практикуется чаще всего.
  2. Внешний или конкурентный вариант – это классический бенчмаркинг, направленный на внедрение лучших технологий у других компаний.

Помимо этого, в отношении объекта изучения делится на три вида:

  1. Бенчмаркинг продукта;
  2. Процесса в компании;
  3. Стратегического характера.

Внутренний бенчмаркинг проводится в отношении следующих структур компании:

  • Между структурными подразделениями внутри компании;
  • Между отдельными сменами;
  • Между бригадами;
  • Между специалистами.

Внешний вектор направляется в следующие категории:

  • Бенчмаркинг между своей компанией и компанией конкурента;
  • Бенчмаркинг внутри одной сферы;
  • Межотраслевой бенчмаркинг.

Другие виды бенчмаркинга:

  • В отношении бизнес-процессов;
  • Функциональный бенчмаркинг;
  • Общий бенчмаркинг;
  • Стратегический и т.д.

Все виды бенчмаркинга проводятся в соответствии с его принципами.

Этапы

Практическая реализация состоит из следующих этапов:

  • Подготовка;
  • Анализ;
  • Сбор информации и анализ;
  • Внедрение;
  • Повторение.

Далее каждый из этапов рассмотрим детально.

Подготовка

Чтобы найти ошибки и недочеты в бизнес-процессах собственной компании, достаточно посмотреть на нее со стороны. Здесь подходит метод конкурентной разведки. Бенчмаркеры внутри компании порой могут годами не замечать то, что лежит на поверхности. Вместо этого они проводят масштабные исследования.

На этапе подготовки важно определить важные приоритеты. Это следующее:

  • Процессы, влияющие на ценообразование;
  • Функции, требующие корректировок;
  • Позитивные мотивирующие стимулы;
  • Важный компонент успеха для корректируемой функции.

Когда эти сведения готовы, можно переходить к анализу.

Анализ

Анализу подвергаются количественные и качественные показатели предприятия. В их число входят:

  • Показатели труда: заработная плата сотрудников и иные сопутствующие расходы в этой сфере;
  • Отличительные параметры компании: разница по качеству, по ассортименту продукции и т.д.;
  • Сведения о доли компании в нише;
  • Финансовая стратегия компании и ее результаты.

Информация для сбора и анализа

На данном этапе определяются компании, опыт и достижения которых вызывают интерес. В этот список могут входить не только конкурентные организации. Не следует ограничиваться только одной сферой. Заслуживают внимания и параллельные конкуренты.

Изучая предприятия из других сфер, можно почерпнуть много интересной информации. Разумеется, анализ должен строиться вокруг мирового опыта. Идеальным считается количество эталонных фирм не более 10. Чем разнообразнее будет этот список, тем плодотворнее будут результаты анализа.

Сбор информации на практике проводится двумя способами:

  1. По обоюдному согласию;
  2. Шпионаж.

Первый способ предполагает сотрудничество двух компаний на основании специального договора. На основании договоренности компания-эталон может допустить посещение производственного процесса, интервью по телефону, анкеты и опросы, отраслевые мероприятия, вступление в клубы по бенчмаркингу или сотрудничество через консалтинговые компании.

Второй способ подразумевает информацию любыми доступными средствами. На практике это сводится к изучению данных о компании с ее сайта, из открытых источников или к изучению отзывов. Также есть иные методы, выходящие за пределы деловой этики:

  • Метод «Тайный покупатель»;
  • Заманивание сотрудников компании;
  • Наем уволенных сотрудников;
  • Выкуп информации.

Прибегая к таким способам, компания должна понимать, что может нанести урон своей репутации, если ее подход станет известным широкому кругу лиц. Итоги этого этапа дадут следующие результаты:

  • Получение полных сведений о ключевых факторах успеха эталонной компании;
  • Разработка инструментов и адаптация для внедрения.

Внедрение

На данном этапе формируется новая стратегия компании. В ней должны быть прописаны следующие вопросы и ответы на них:

  • Какую часть полученной информации уместно перенять?
  • Какие показатели в своей компании нуждаются в улучшении?
  • Как применить опыт других в своей компании?
  • Список/комплекс мер по достижению поставленных целей.

Повторение

Повторное применение бенчмаркинга целесообразно лишь спустя 3 года. Повторное проведение проводится по такой же схеме.

Распространенные ошибки

При внедрении бенчмаркинга компании зачастую допускают ошибки. Причиной ошибок являются следующие факторы:

  • Некомпетентность ответственных лиц;
  • Анализ доступных проблем и игнорирование более сложных задач;
  • Недостаточная активность руководителя предприятии;
  • Эпизодическое применение бенчмаркинга в то время как он является непрерывным инструментом;
  • Несоответствие бенчмаркинговых решений с практическим аспектом работы компании: использование сложных терминов для описания и т.д.;
  • Недостаток знаний и опыта в сфере маркетинга.

Ну а непосредственно сами ошибки можно классифицировать следующим образом:

  • Попытка сопоставить неподходящие компании;
  • Неверно определен предмет изучения;
  • Много лишней информации и терминологии;
  • Неправильная интерпретация сведений, полученных от эталонной компании.

Если такие ошибки допущены, то компания не получит ожидаемых результатов. В будущем потребуется изменение подхода по всем пунктам и этапам.

Преимущества и недостатки

Как и любой другой инструмент измерения бизнеса, бенчмаркинг тоже имеет свои плюсы и минусы. К преимуществам относятся следующее:

  • Можно получить готовое решение с доказанной эффективностью;
  • Достижение эталонного уровня;
  • Качественное улучшение менеджмента в компании;
  • Развитие бизнес-процессов внутри организации;
  • Открытие новых возможностей внутри компании;
  • Страховка от неудач и ошибок.

Есть и объективные недостатки:

  • Расходы, требуемые на внедрение полученных данных;
  • Сложно найти эталонную компанию, которая добровольно согласится раскрыть свои секреты;
  • Необходимость в ресурсах. Они могут потребоваться для успешного внедрения чужого опыта;
  • Субъективные факторы: новые внедрения могут не всегда адекватно восприниматься сотрудниками;
  • Требует длительного времени как на подготовку, так и на реализацию.

Практический аспект бенчмаркинга может допускать некоторые погрешности. Они связаны со следующими факторами:

  • Опыт эталона может оказаться непригодной или неприменимой для другой компании;
  • Есть опасность пренебрегать важным – заботой о своих клиентах. Если менеджмент увлечется улучшением административных моментов, то клиентская часть может пострадать;
  • Возникает слишком много задач, внедрение которых требует много времени и средств;
  • Неправильно выбранные эталонные компании;
  • Нарушение деловой этики с целью получить внутреннюю информацию другой компании.

Примеры

Приведем несколько примеров практического применения бенчмаркинга.

История 1: Hewlett Packard в свое время страдала от конкурентной борьбы с японскими компаниями. Тогда компания провела бенчмаркинг и пришла к выводу, что для покупателя главным является качество продукта. На практике это привело к тому, что HP теперь во главу ставил качество своей продукции, учитывая её ещё на стадии проектирования новых продуктов. Во-вторых, компании пришлось полностью пересмотреть процесс производства и значительно модернизировать его.

История 2: Компания Nokia приобрела мировую известность после того как последовала примеру HP.

История 3: Российская фармацевтическая компания «Нижфарм» и производственная компания «Вим-Билль-Данн» провели бенчмаркинг по договоренности. В итоге выяснилось, что продукция «Нижфарм» нуждается в модернизации мерчендайзинга.

Заключение

Бенчмаркинг – эффективный инструмент выведения компании из кризиса. Внедрение чужого опыта может сопровождаться некоторыми трудностями, так как присутствует фактор субъективности. Но главная задача заключается в том, чтобы понять основные принципы и причинно-следственные связи успеха эталонных компаний.

Простыми словами, необходимо точно узнать, каким образом другой компании удалось выйти из кризисной ситуации или каким образом удалось выйти на новый уровень развития.

Чтобы бенчмаркинг приносил свою пользу, его необходимо проводить регулярно, не дожидаясь наступления кризиса. При повторении целесообразно использовать каждый раз новый эталонные компании.

План-прогноз по увеличению продаж
План-прогноз по увеличению продаж
План-прогноз по увеличению продаж
Услуги
Закрыть
О нас
Закрыть