Анкетирование
Существует множество способов сбора информации. Все они могут применяться в разных сферах жизни и бизнеса, имеют свои преимущества и недостатки, а также разновидности и нюансы применения. Сегодня мы поговорим с вами подробнее об анкетировании.
Что такое анкетирование

Анкетирование – это метод исследования и первичного сбора информации у отдельного человека или группы людей, объединённых по определённому признаку. В основе этого способа – проведение опроса, раздача анкет с разными вопросами, касающимися личного мнения, событий, предпочтений и других возможных фактов. Простыми словами это опрос, который выполняется отвечающим человеком письменно или устно.
Нередко понятие «анкетирование» и «тестирование» приравниваются друг другу. Но суть и цель этих методов не одинаковы. Если тестирование используется для выявления уровня знаний, интеллекта или других умений и навыков, то анкетирование – это лишь метод сбора информации. Нередко данные, полученные таким способом, имеют общий характер и связаны с личными переживаниями, чувствами, мыслями опрашиваемого человека.
Сферы применения
Анкетирование для сбора информации и проведения исследований может использоваться в разных сферах жизни, включая маркетинг. Здесь способ необходим для выявления «болей» и потребностей разных групп клиентов, для обрисовки портрета целевой аудитории.
Анкетирование помогает изучить мнение потенциальной аудитории, а также решить массу задач. Например, определить перспективы и возможности по увеличению продаж конкретного продукта или товаров бренда, позволяет получить обратную связь от клиентов. Также анкетирование используется в науке, культуре, образовании, медицине, кадровой политике, а также во многих других случаях.
Плюсы и минусы
Среди основных преимуществ анкетирования перед другими видами сбора данных для исследований и составления статистики стоит отметить такие:
- Практичность и доступность. Этот метод сбора данных считается одним из самых дешевых и простых среди социологических и маркетинговых исследований.
- Универсальность. С помощью анкетирования можно собрать любой объём данных, включая очень большой. Вы можете работать лишь с одним человеком либо с десятками тысяч одновременно. Причем даже в случаях, когда они географически находятся далеко друг от друга.
- Анонимность. Отвечающий на вопросы человек может сохранить в секрете свои личные данные, но при этом поможет в сборе информации.
- Подготовка и проведение анкетирования не требует затраты большого количества времени.
- Анкетирование можно применять в самых разных сферах (практически без ограничений).
- Высокая скорость получения информации и удобная форма для её дальнейшей обработки и оценки.
- Анализ результатов упрощается тем, что все анкеты имеют одинаковый перечень вопросов. И даже если человек отвечает на них не по порядку, он все равно даёт ответы на все из них или на большую часть, что значительно облегчает последующий анализ.
Но и минусы у анкетирования как метода исследования есть. И вот самые яркие из них:
- большой процент невозврата анкет при определённых способах распространения;
- некоторые вопросы отвечающий человек может понять не так, как это имелось ввиду составителем анкеты, что может повлиять на достоверность результатов исследования;
- достоверность полученных данных не всегда достаточна, чтобы сформировать чёткую картину.
Виды анкетирования
Выбор разновидности метода во многом зависит от поставленных перед таким исследованием задач. По количеству опрашиваемых и подходу к классификации можно выделить два вида анкетирования:
- индивидуальное, когда работа идет только с одним респондентом;
- групповое, когда в исследовании принимает участие много человек.
Также в зависимости от присутствия личного контакта с опрашиваемым, можно выделить несколько типов:
- очное, когда опрашиваемый и интервьюер встречаются лично, - в этом случае можно задавать уточняющие вопросы;
- заочное, когда интервьюер и опрашиваемый не встречаются лично.
Отдельно стоит отметить телефонное анкетирование. Оно находится на промежуточной ступени между очным и заочным типом, потому что личное общение с человеком есть, но нет визуального контакта.
Также можно выделить несколько других видов анкетирования:
- Раздаточное. В этом случае анкеты печатаются на листах бумаги и раздаются респондентам. Они отвечают на вопросы в течение определённого времени, а затем сдают результаты. В этом случае анкеты иногда не возвращаются обратно – люди их могут потерять либо не захотеть заполнять. А обрабатывать их результаты сложнее, чем автоматизированные типы.
- Анкетирование онлайн. Это один из самых простых и удобных способов проведения опросов. Люди получают список вопросов и в свободном режиме их заполняют. Вы можете проводить такое анкетирование с большим количеством участников, выставлять его на тематических сайтах либо в соцсетях и мессенджерах. Причём легко охватить людей, живущих в разных городах. В некоторых случаях увеличить количество заполненных анкет можно с помощью финансового поощрения либо другого мотивирующего момента.
Именно онлайн-анкетирование сегодня является одним из самых популярных видов. Оно доступное и простое, может охватить разных людей или точно попасть в целевую аудиторию.
Правила составления анкет
Есть несколько правил, следование которым помогает создать эффективный опросник на любую тему:
- Изначально четко определите тематику анкеты, старайтесь сделать так, чтобы ни один вопрос не выбивался из общей массы. Иначе внимание человека рассредоточится, он будет не так полно и чётко отвечать на вопросы. Конечно, из этого правила могут быть исключения, но каждое из них должно быть обдумано и оправдано целью опроса.
- Все вопросы располагайте в определенной системе. Они должны быть логичны и последовательны. Это поможет человеку точно дойти до конца анкеты и при этом не потерять из вида тему опроса.
- Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы не оскорбить, не сбить с толку и не ввести в заблуждение респондента.
- В одном вопросе должна быть лишь одна мысль. Избегайте случаев, когда в одном пункте задаётся сразу несколько вопросов.
- Если в опроснике есть закрытые вопросы или те, что имеют много вариантов, лучше предусмотреть возможность дачи своего ответа, отличного от предложенных формулировок.
- Вопросы не обязательно должны быть заданы красиво. Если в художественном тексте тавтология не допустима, то здесь вы можете повторять одно и то же слово из вопроса в вопрос. Основная задача – быть предельно понятным для респондента.
Кроме того, анкета должна быть беспристрастной. Не давайте подсказок и не наталкивайте человека на нужные вам варианты. Но если в вопросе сложные термины или формулировки, их необходимо разъяснить.
Типовая структура анкеты
Все печатные анкеты имеют примерно одинаковую структуру. Они состоят из следующих разделов:
- Введение. Здесь обычно размещается информация о теме и цели анкетирования, а также о том, где в дальнейшем будет использоваться полученная информация. Не забудьте написать о конфиденциальности.
- Паспортичка. Здесь располагаются данные, касающиеся непосредственно самого человека. Паспортичка заполняется даже в анонимных опросниках. Она необходима для обрисовки целевой аудитории. Нередко этот блок располагается в самом конце анкеты, когда человек уже привык и освоился в ответах на вопросы, готов быть открытым и честным.
- Основная, самая большая по объёму часть анкеты. Здесь будут располагаться все вопросы, которые помогут собрать все необходимые для исследования данные.
Если опрос проводится онлайн и составлен в форме классической анкеты, в нём также присутствуют все перечисленные выше разделы.
Классификация вопросов
В зависимости от критерия можно выделить разные виды опросов. По своему содержанию они бывают:
- объективные, касающиеся фактов и событий;
- субъективные, где человек даёт своё личное мнение и видение событий или ситуаций.
Также по содержанию можно выделить прямые и косвенные вопросы. А по своим задачам и функционалу они бывают следующих типов:
- Основные. Они необходимы для отсеивания людей, не входящих в нужную целевую аудиторию. Такие вопросы касаются фактов, ситуаций, событий, которые важны для исследования. Например, «были ли у вас пластические операции?». Если ответ на него отрицательный, далее спрашивать о последствиях, осложнениях, результатах бессмысленно – человек не имеет достаточно опыта для ответа.
- Контрольные. Такие вопросы необходимы для того, чтобы выявить неточные и откровенно лживые ответы. Например, если основной вопрос звучит так: «Любите ли вы домашних животных?». Контрольным вопросом может стать «Хотели бы вы иметь домашнее животное?» или «Как вы относитесь к домашним животным?»
- Контактные. Такие вопросы призваны установить доверие между опрашивающим и респондентом. Они помогут человеку расслабиться, быть доброжелательным и открытым.
- Буферные. Такие вопросы помогут плавно перейти от одного блока анкеты к другому. В этом случае человек не потеряется и не отвлечётся от заполнения анкеты.
- Вопросы-ловушки. Этот вариант включается в анкету с той же целью, что и контрольные вопросы. Правда, если во втором случае человек видит, что смысл «дубликатов» примерно одинаков, то ловушки – более завуалированные.
Кроме того, есть разные типы вопросов по своей структуре:
- Открытые. В них нет готовых вариантов – респондент сам отвечает на вопросы. Такой вид имеет несколько минусов. И один из основных – трудности в обработке полученных данных. Но без таких вопросов обойтись практически невозможно.
- Закрытые. Такие вопросы больше похожи на тестирование – в них уже есть несколько готовых ответов, из которых нужно выбрать наиболее подходящий. Такие опросы обрабатывать проще всего. Закрытые вопросы позволяют выбрать либо один из возможных пунктов, либо отметить сразу несколько.
- Полузакрытые. Здесь сочетаются оба предыдущих варианта – есть и готовые ответы, и возможность написать что-то своё. Но, как показывает практика, большая часть опрашиваемых выбирает один из предложенных готовых пунктов и редко пишет личное мнение.
Заключение
После того, как отвечающие люди, заполнили анкеты, а вы их собрали, наступает важный этап исследования – обработка информации. Необходимо сразу отложить в сторону испорченные опросники и те, что заполнены не полностью. Избежать риска получить испорченные бланки можно с помощью проведения анкетирования онлайн. Здесь система не допустит отправки анкеты без обязательного выбора вариантов.
Если в анкете только закрытые вопросы, легко ускорить процесс обработки данных. Это может пройти вообще в автоматическом режиме. А вот при наличии открытых вопросов будет сложнее – здесь без активного участия интервьюера обойтись не получится. Для удобства и улучшения восприятия информации полученный результат представляется в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Правильно составленная анкета поможет получить максимум полезной для исследования информации. При составлении опроса важно быть гибким, учитывать специфику целевой аудитории и задачи анкетирования. Чем меньше будет вопросов в бланке, тем легче будет респонденту его заполнять. И чем больше вопросов вы подберёте, тем сложнее будет найти тех, кто будет заинтересован на них ответить. И тогда придётся придумать систему дополнительной мотивации.